ляется фактом по крайней мере не менее фундаментальным, чем
смерть.
Жан/Поль Сартр, разделяя с Хайдеггером ряд исходных по/
ложений в трактовке Бытия и Ничто, расходится с ним в конечных
выводах относительно позиции человека перед лицом смерти.
Прежде всего, человек у Сартра — активно действующее существо.
Вследствие этого смерть его неизбежна потому, что имея перед со/
бой бесконечное разнообразие возможностей, человек всегда вы/
нужден выбирать какую/то одну из них, зачеркивая все остальные.
Он обречен реализовывать только одну жизненную линию, тем са/
мым сокращая и истощая всю гамму жизненных проявлений. Об/
реченность на выбор, т.е. на свободу означает обреченность на
смерть.
Интересна концепция Эммануэля Левинаса, который анали/
зирует феномен смерти с точки зрения внутренних переживаний
человека. Смерть всегда открывается человеку не просто в качест/
ве одномоментного факта и не через рассуждения о ней, но через
телесный опыт пассивности, беспомощности и страдания — в сво/
ей физической жестокости и неумолимости. Главное то, что она
открывает человеку, Другое — то, что не является им самим, но
все/таки присутствует в его бытии. И это Другое — не только нега/
тивность смерти, но и Другие — позитивность других людей, т.е.
мир межчеловеческого общения, диалога и помощи. Смерть одо/
левается и осознается самим выходом в сферу межсубъектных от/
ношений.
В целом экзистенциализм стремится выявить человечески/
позитивный смысл смерти, даже если сам ее факт представляется
абсурдным, и приходит к выводу, что смерть — это не самодавле/
ющая величина, а факт жизни.
Постмодернизм как преобладающее направление философ/
ской мысли конца XX в. в качестве своей исходной предпосылки
принимает утверждение об изменчивости и непостоянстве всех
сторон и явлений мира, об отсутствии в нем каких/либо устойчи/
вых точек опоры как в практической, так и духовной областях. По/
стмодернизм постулирует множественность моделей мировос/
приятия и мироотношения. При этом теоретики постмодернизма
отвергают биологизаторскую установку концепции «естественно/
го человека» и твердо выдерживают линию на рассмотрение его в
качестве существа, всецело принадлежащего обществу, культуре.
Такая культуроцентричность заставляет Мишеля Фуко заяв/
лять о «смерти человека» в современном обществе, где человек,
включенный в бесконечное множество социальных групп, взаи/
мосвязей между ними, материальных и информационных пото/
293
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I