- page 294

ков, не выдерживает этих нагрузок и как бы «распыляется», исче/
зает — как психологически, духовно, так и вполне реально, то есть
физически.
Жан Бодрийяр утверждает, что в нынешнем мире рыночного
«обмена» нарастающее материальное производство как бы вытес/
няет из существования людей разумную духовную жизнь, не дает
возникнуть новым духовным ориентирам. Развивается эффект
«повторения»: создание вещей и предметов потребления превра/
щается в воспроизводство на разные лады тех же самых материаль/
но/физиологических запросов человека и способов их удовлетво/
рения. Восходящее развитие человека и культуры тогда блокирует/
ся, низкодифференцированные элементы культуры начинают ра/
ботать «на себя», на собственное воспроизводство, разрушая об/
щество, психику и тело человека. «Не/жизнь» одолевает «жизнь»,
и в результате торжествует смерть.
Можно сделать вывод, что современное теоретическое соз/
нание не только отыскивает смысловое содержание в феномене
смерти, но все больше рассматривает его в межсубъектном, со/
циальном, культурологическом контексте. Это позволяет совер/
шенно по/новому подойти к изучению феноменов жизни и
смерти.
Классическая и неклассическая концепция смерти
Осмысление феномена смерти в свете социально/культуро/
логического подхода, предпринятое зарубежной и отечественной
танатологией (здесь следует отметить работы В. Стрелкова и пре/
жде всего А. Демичева), позволяет выдвинуть две взаимосвязан/
ные, но различающиеся концепции смерти — традиционную
(классическую) и нетрадиционную (неклассическую) (11).
Классическая концепция тяготеет к организменному подходу
в объяснении патологического процесса, согласно которому нару/
шение жизнедеятельности проистекает вследствие деструкции ка/
кого/либо внутреннего фактора функционирования организма:
органа, системы органов, клетки, молекулярных или биохимичес/
ких структур и т.д. Такой взгляд восходит к рационалистическим
установкам европейской науки Нового времени, конкретнее — к
исследовательскому методу Р. Декарта, который полагал, что
жизнь в разных ее проявлениях существует как бы автономно от
окружающих ее условий, а смерть наступает либо по причине пол/
ной «выработки» жизненных сил (подобно тому, как кончается за/
вод часового механизма), либо из/за поломки одного из звеньев
этого живого механизма.
294
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,284,285,286,287,288,289,290,291,292,293 295,296,297,298,299,300,301,302,303,304,...653
Powered by FlippingBook