жизнь мыслями о его неизбежном конце, а для того, чтобы побу/
дить человека поразмыслить о смысле своей жизни, чтобы побу/
дить его прожить жизнь содержательно — «по/человечески», па/
мятуя о ее неизбежной ограниченности.
Все, что существует в мире, все, что наполняет бытие — все
развивается от рождения к смерти. Рождение как возникновение,
жизнь как существование, смерть как уход — закон для любого яв/
ления и предмета, ибо все они в мире временны, конечны и огра/
ниченны. Вечен и бесконечен только мир — бытие в целом, а не/
органические предметы и живые существа проходят цикл своего
существования и уходят, растворяясь в бытие небытия.
В отличие от всего иного, существующего в мире, человек
способен делать конечность собственной жизни предметом своего
размышления. Само появление на свет дается людям как факт, как
безусловное условие их возможности жить, как естественная, час/
то даже не осознаваемая, предпосылка быть человеком. Другое де/
ло — смерть, которая означает для человека само исчезновение
этой способности «быть» — действовать, размышлять, любить, ве/
рить. И потому проблема смерти — явления естественного и неиз/
бежного — привлекала до сих пор к себе большее внимание, чем
проблема жизни. Можно сказать, что само человеческое сущест/
вование осмысливалось до сих пор лишь в отраженном свете коне/
чности этого существования — смерти.
Смерть, как и рождение, определяет границы человеческой
жизни. Смерть сопровождает человека с самого момента его появ/
ления на свет. Человек всегда достаточно зрел для того, чтобы уме/
реть. Не было еще в истории человечества случая, чтобы кто/ни/
будь избежал смерти. Смерть — это один из фундаментальных фа/
ктов человеческого существования.
Одно из определений человека гласит: «Человек — это суще/
ство, знающее о своей смерти». И это действительно так: животно/
му не знакомо осознание своей смертности: они живут только
«здесь и сейчас» и могут испытывать какое/то беспокойство лишь
накануне своей смерти вследствие упадка физических сил. Чело/
век же, благодаря культуре, через усвоение опыта других людей,
других поколений и народов, может выходить за пределы своей
непосредственности и, живя в настоящем, осознавать себя в раз/
резе прошлого и будущего. Поэтому знание о смерти является бе/
зусловным атрибутом культуры и человека и даже в какой/то сте/
пени создает их. Отношение к событию смерти как событию, уни/
кальному для человека и окружающих его, само формирует опре/
деленный тип отношений в культуре. «То, как человек относится к
своей жизни и к жизни окружающих, то, как человек решает про/
285
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I