зумного существа. Философия формируется на основе историко/
генетического подхода.
Поэтому рассмотрение проблемы человека в философии не/
возможно без хотя бы краткого исторического обзора основных
направлений в трактовке этой темы.
Та или иная модель человека всегда, так или иначе, присутст/
вует во всех проявлениях деятельности людей, поскольку все су/
ществующее в мире природы открывается человеку не как бытую/
щее само по себе, но как пришедшее с ним в контакт, как освоен/
ное человеческими знаниями и опытом. Но целенаправленно,
осознанно человек помещается в фокус теоретического рассмот/
рения только у философов Древней Греции, начиная с Сократа,
точнее с сократического периода в истории античной философии.
Античная философия вообще очерчивает весь круг антропологи/
ческой тематики, и поэтому на данном этапе развития человечес/
кой мысли следует остановиться немного подробнее.
Время Сократа (пятый век до нашей эры) — период кризиса
древнегреческого полиса (города/государства) вследствие объек/
тивного расширения социальных и экономических связей и рас/
пада прежнего, примитивного единства индивида и общества.
Становление отдельного, более самостоятельного и индивидуали/
зированного члена полиса выразилось в учениях софистов, кото/
рые в лице своего лидера Протагора выдвинули тезис «Человек —
мера всех вещей». При всей своей обоснованности такое чрезмер/
но общее определение вело к субъективизму и произволу, по/
скольку люди все разные — хорошие и плохие, добрые и злые — и
не всякого человека можно избирать мерой вещей.
Сократ же, стремясь вернуть древнегреческое общество к
прежнему, более примитивному, но и более монолитному сплоче/
нию (которое, в частности, помогло грекам одержать победу в гре/
ко/персидских войнах), попытался найти основу социального
единства во внутреннем мире человека — в его душе, обращаясь к
его разуму и совести. Однако, коллективистская установка Сокра/
та пришла в противоречие с атомизирующими, объективно/цент/
робежными социальными тенденциями того времени. Сократ был
обвинен в развращении умов и осужден на смерть. В своих попыт/
ках выработать теоретическую модель такого социального устрой/
ства, которое могло бы вернуть обществу приоритет над интереса/
ми индивида, Платон и Аристотель создают и более сложную кон/
цепцию человека: противоречия между общественными и индиви/
дуальными сторонами жизни людей проецируются в их теории на
внутренний мир отдельного человека и предстают как разделен/
ность его на душу и тело.
275
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I