- page 278

Исследования конкретных наук в ХХ в. (таких, как психоло/
гия, этнография, антропология и др.) подтверждают данное поло/
жение. Достоверно научные наблюдения над такими явлениями,
как «дети/волки» (когда ни одного из похищенных зверями и вы/
росших в животном окружении детенышей человека не удалось
вернуть в круг людей), не позволяют утверждать о какой/либо
трансформации генетических задатков в разумно человеческие
способы деятельности. А исследования советской психологичес/
кой «культурно/исторической» школы Л.С. Выготского и А.Н. Ле/
онтьева (и прежде всего успешные эксперименты по формирова/
нию мышления у слепоглухонемых от рождения детей, или ли/
шенных зрения и слуха в раннем детстве, но посредством включе/
ния их в предметную социально выработанную деятельность став/
ших личностно/полноценными людьми) наглядно доказали, что
основания человеческой разумности следует искать в обществен/
но/исторической практике.
Человек — это социокультурное существо. Все специфически
человеческие качества формируются в процессе усвоения им кол/
лективного опыта, результатов деятельности предшествующих по/
колений, достижений материальной и духовной культуры челове/
чества. Человек — это существо, создающее и усваивающее куль/
туру, мыслящее в культуре и мыслящее культурой — к такому вы/
воду к концу ХХ века подошла философская мысль в результате
2500/летней истории своего развития.
Медицина как феномен культуры
Культура — это концентрат коллективного опыта людей, ко/
торый по мере своего исторического развития и обогащения поро/
ждает свои конкретные проявления — феномены культуры — та/
кие, как мифология, религия, наука, техника, нравственность, ис/
кусство, спорт и т.д., в том числе и медицину.
Поэтому не подлежит сомнению, что философия и медицина
обладают единой траекторией своего становления и развития, раз/
рабатывая по сути лишь разные аспекты той или иной историчес/
ки доминирующей антропологической модели. Разумеется, каж/
дая из них, имея человека в качестве предмета исследования и воз/
действия, специфически, по/своему, подходит к человеку, выяв/
ляя в нем различные, не совпадающие друг с другом стороны и ка/
чества. Если философия рассматривает человека «в целом», как
социокультурное существо, включенное в Универсум, то медици/
на интересуется человеком с точки зрения состояний здоровья и
нормы, отклонений от них (выражаемых как «болезнь» и «патоло/
278
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,268,269,270,271,272,273,274,275,276,277 279,280,281,282,283,284,285,286,287,288,...653
Powered by FlippingBook