смертие означает нерождение, отсутствие рождения, т.е. несущест/
вование — смерть. Бессмертные боги на деле смертны, ибо будучи
бессмертными, никогда не рождались. Их просто нет.
Смысл существования живого может быть определен только
через его конечность, т.е. смертность; смерть — условие существо/
вания живого. То же относится и к человеку как проявлению жи/
вого. Специфика же, уникальность человека в том, что он спосо/
бен находить, отыскивать этот смысл в жизни и смерти, делая этот
смысл условием своего осуществления.
Мышление о смерти — необходимое условие общечеловечес/
кой культуры, а в медицине эта тема является одной из основных.
Проблема смерти в медицине и культуре
Проблема жизни и смерти, как уже говорилось, — вечная
проблема. Материал по данному разделу является неисчерпае/
мым. По этой причине мы вынуждены лишь кратко остановиться
на отдельных моментах, имеющих непосредственное отношение к
медицине. Те, кто интересуется данной тематикой, могут полу/
чить общее представление из краткого, но содержательного обзо/
ра В. Сабирова в номерах 5 и 6 журнала «Человек» за 2000 г.
В наиболее архаичных культурах смерть рассматривается не
как наказание или катастрофа, а как возвращение к предкам, на/
града за земные тяготы. Это относится и к Древнему Египту и к
Древнему Китаю. В Индии смерть даже предпочтительнее полной
страданий жизни, освобождение от которой есть благо и цель всех
земных перерождений. Эта установка сохраняется и в буддизме,
где, однако, отношение к жизни как этапу перехода в «дивное бес/
смертие» — нирвану — становится более примирительным. Все
восточные учения сходны в негативном отношении к жизни и в
приемлемости смерти в силу ее «освободительного» характера.
В античности смерть — это закон бытия, который жестко пре/
допределен роком, судьбой. Смерть расценивается как зло, вызы/
вает печаль и страх, ибо означает расставание человека с земными
радостями и определяет перспективу призрачного безличного су/
ществования в загробном Аиде. Тенденции теоретического пре/
одоления страха смерти проявляются только в период кризиса ан/
тичности вместе с индивидуализацией человека, выпадающего из
общинной системы. Эпикур утверждал, что условием безмятежно/
го, радостного духовного существования человека («эвдемония»)
является в частности избавление от страха перед смертью; «Смерть
не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще
нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» (8).
288
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I