могло существовать и развиваться. Если бы все существующие в
мире предметы и явления как части целого обладали бы бесконеч/
ной продолжительностью существования, то это закрыло бы вся/
кую возможность дальнейшего развития, совершенствования це/
лого. И бытие, Универсум исчезли бы. Чтобы этого не произошло,
каждая из локальностей, составляющих целое, должна, отыграв
свою роль, исчезнуть, уступив свое место новым локальностям.
Итак, только через конечность своих составных частей воз/
можно существование и развитие бытия в целом.
Это важный вывод, к которому мыслители пришли еще в
древности. Такой взгляд присущ в частности всей философии
Древнего Востока.
Однако, принять его как ведущий закон для человека было бы
унизительно, поскольку, во/первых, означало бы пассивное сог/
ласие со всем, что происходит в мире жестокого и несправедливо/
го (в том числе, скажем, раннюю и случайную смерть) в качестве
должного и законного. А, во/вторых, такой фатализм неприемлем
для человека, поскольку уподобляет поколения живших на Земле
людей циркулирующей биомассе животных видов.
Поэтому мыслящий человеческий разум издавна пытался
найти выход из фатальной обреченности человека на смерть, дви/
гаясь по линии определения специфики, уникальности человече/
ского существования в мире. Благодаря человеку в мире возника/
ет нечто принципиально новое: если все животные замкнуты в
пределах своего вида, то человек, благодаря культуре и разуму,
преодолевает свою локальность и становится универсальным су/
ществом. Универсальность — вот что определяет специфику «че/
ловека разумного». «Животное строит только сообразно мерке и
потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как че/
ловек умеет производить по меркам любого вида, и всюду он уме/
ет прилагать к предмету присущую мерку» (6). А это придает
смертности человека новый смысл, прерывая немую череду рож/
дений и смертей животного развития.
Проследим логику становления этого смысла. Живет только
смертное, ибо то, что не умирает, что не подвержено смерти, не мо/
жет родиться, а следовательно, жить, т.е. существовать: «То, что не
имеет смерти, не имеет и рождения» (7). А то из живого, которое
живет в культуре и благодаря культуре способно выходить за преде/
лы своей непосредственности и даже охватывать целое в его преде/
ле (пусть сначала даже чисто теоретически), становится способным
и преодолевать свою частичность, т.е. смертность, способным быть
в чем/то целым, т.е. бессмертным. Поэтому «смертные бессмерт/
ны», как говорит Гераклит. А «бессмертные смертны», ибо бес/
287
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I