Смерть в такой трактовке является чем/то побочным, не су/
щественным для самой жизни, наступающим «случайно» и пре/
входящим исключительно извне. Она мгновенна, одномоментна.
Жизнь и смерть тут — сосуществующие, но не взаимосвязанные
начала. Завершаясь в одном организме, жизнь возрождается в дру/
гом, но в целом она лишена более высокого смысла, нежели прос/
тое чередование старого и нового, и потому она обречена оставать/
ся погруженной в среду смерти. Смерть, энтропия — это более
мощная истина бытия.
Неклассическая концепция, создающаяся в контексте куль/
турологического подхода, предполагает рассмотрение всей систе/
мы факторов существования организма — не только внутренних,
но и внешних. Применительно к человеку — это целостный, объ/
емный подход. Здесь велика роль отечественной традиции, иссле/
дующей жизнь как универсальное, космическое явление и прежде
всего идей Н.Н. Федорова и В.И. Вернадского. По мысли
Н.Н. Федорова, смертная ограниченность нынешнего человечест/
ва будет преодолеваться в будущем по мере совершенствования
людей в процессе «общего дела» — «воскрешения отцов», т.е. пос/
ледовательного покорения стихийных сил природы и человечес/
кой истории, включая достижение личностного бессмертия.
В.И. Вернадский впервые сумел не только философски, но и науч/
но свести воедино эволюцию жизни и эволюцию Космоса, пред/
ставив жизнь в ее до человеческих (биосфера) и собственно чело/
веческих (ноосфера) проявлениях как единый, закономерный и
необходимый закон бытия. Конечность, ограниченность, смерт/
ность отдельных проявлений жизни есть условие восходящей са/
моорганизации — коэволюции.
295
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
•
•
•
E &
E &
E &
,>:<F
,>:<F
,>:<F