блему своей смерти и смерти окружающих, в конечном счете скла/
дывается в определенный тип мировоззрения, в определенный
тип культурного взаимодействия» (4).
Поскольку же человек определен как социокультурное суще/
ство, то можно сказать, что отношение к смерти, понимание чело/
веком смысла смерти формирует человека, а вместе с этим опреде/
ляет формы и принципы его способности жить. Смысл жизни и
смысл смерти обусловливают друг друга.
Об этом напряженно размышляли люди с самых первых ве/
ков существования человеческой культуры. В истории существо/
вали даже народы, создававшие свою культуру вокруг идеи смер/
ти, например, древние египтяне, этруски. Написаны многие тыся/
чи трудов, изданы миллионы томов, накоплена колоссальная сум/
ма знаний.
Чтобы хоть каким/то образом систематизировать этот гро/
мадный материал, необходимо для начала определить единый
принцип структурирования. Представляется, что первый вывод,
который можно сделать из обобщения опыта осмысления людьми
феноменов жизни и смерти звучит так: в жизни человека смерть не
лишена смысла, не является случайностью, а есть условие жизни.
У древнегреческого философа Гераклита есть загадочная
фраза: «Бессмертные смертны, смертные бессмертны». Иногда пе/
реводят по другому: «Боги смертны, люди бессмертны, одни живут
за счет смерти других, умирают за счет жизни других» (5). На пер/
вый взгляд звучит непонятно и двусмысленно; действительно, од/
но из прозваний Гераклита в истории — Гераклит Темный.
Но посмотрим глубже. Усваивая через культуру общечелове/
ческий коллективный опыт, человек становится способным охва/
тывать все бытие, вбирать в пространство своего мышления Кос/
мос, Вселенную, Универсум. Но, осознавая себя в их масштабах,
он неизбежно приходит к пониманию факта своей ничтожности
перед лицом непоколебимой устойчивости бытия: он, человек, ис/
чезнет, а мир будет продолжаться. «Человек смертен, бытие веч/
но». Временность, конечность, ограниченность, локальность, час/
тичность и т.д. человека, существующего в масштабах целостного
Бытия — это закон, на подчинение которому обречен человек как
составная часть мира — мыслящая, но все же часть, «Человек —
мыслящий тростник», — сказал Блез Паскаль, французский мыс/
литель XVII века.
Следовательно, надо ответить на вопрос о смысле этой коне/
чности, этой частичности. Смысл конечности (или, что то же са/
мое, смертности) всего сущего прежде всего заключается в том,
чтобы бесконечное и безграничное (целое, космос, Универсум)
286
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I