гия») и способов возвращения к утраченному благополучию. Здо/
ровье и болезнь — это понятия, которые обозначают условия жиз/
недеятельности человека в ее полярных противоположностях.
Здоровье — это базовое, фундаментальное понятие, выража/
ющее состояние нормы, адекватности, «включенности» организ/
ма в контекст своего взаимодействия, в систему отношений, тогда
как болезнь представляет собой отклонение от такой адекватной
«включенности». Для человека здоровье всегда так или иначе под/
разумевает способность к активной деятельности, которая акту/
ально или потенциально совершается среди других людей, т.е. в
пространстве культуры. Понижение данной способности вследст/
вие нарушений в физиологии или психологии человека, означаю/
щее ту или иную степень разрушения его целостности и утрату им
полноценности как социокультурного существа, именуется пато/
логическим процессом.
Однако, само представление о характере патологии и кон/
кретных ее механизмах преобразуется в медицине по ходу ее раз/
вития вместе с преобразованием всех компонентов культуры. По/
нятия «здоровье» и «болезнь», «здоровый человек» в каждую исто/
рическую эпоху наполняются собственным специфическим со/
держанием, отражая и выражая ценности своего времени, транс/
формируясь вместе с изменением представлений о человеке. В
плотном контексте культуры совершается и становление практи/
ческой и теоретической медицины, проходящей путь от самых об/
щих представлений о природе человека, о его здоровье и причинах
заболевания (представлений, основывающихся сначала на внеш/
нем наблюдении и чисто описательном обобщении клинических
проявлений) ко все более глубокому, сущностному, научному по/
ниманию закономерностей нормальных и патологических про/
цессов в человеческом организме.
Научный этап в развитии медицины принято отсчитывать с
середины XIX в., когда медицина обрела достаточно прочную тео/
ретическую базу в составе таких развитых наук как физика и хи/
мия, успехи которых стимулировали прогресс биологии, в том чи/
сле и биологии человека в самом широком смысле (физиология,
нормальная и патологическая анатомия, биохимия и т.д.). С тех
пор в медицине сформировались по меньшей мере две модели
(или версии) — «классическая» и «неклассическая» (или совре/
менная). До 50/60/х гг. XX в. безраздельно господствовала «клас/
сическая» модель; теперь она начинает уступать свои позиции но/
вой, «неклассической», современной модели.
Практическая и теоретическая медицина в своей «классичес/
кой» версии придерживается «естественно/биологической» уста/
279
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I