- page 274

На целостное постижение мира претендует также религия,
достаточно мощная мировоззренческая система, которая вводит в
свою картину мира еще один компонент — религиозный Абсолют
в лице Бога. Однако, религия принципиально не носит научного
характера, поскольку всегда предполагает чрезмерно общее, абст/
рактное понимание бытия (воспринимает его, так сказать, «не
разжевывая»), тогда как философия вырабатывает предпосылки
конкретизированного — научного, выраженного в законах — по/
нимания мира. Философия создает теоретические системы коор/
динат, в которые затем люди включают знания о мире и о самих
себе.
В истории философии сложились две традиции в понимании
ее назначения. Согласно первой утверждается, что задача филосо/
фии — мыслить о всеобщем, выявлять наиболее общие законы
природы, общества и человеческого мышления. Эту задачу фило/
софы Платон и Гегель решали с идеалистических позиций, а сог/
ласно Энгельсу она решается на материалистических принципах
через поиски практически/деятельностных оснований развития
природы, общества и человека. Другая традиция, в наиболее за/
вершенном виде высказанная Иммануилом Кантом, утверждает,
что задача философии заключается в поисках ответов на три воп/
роса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу наде/
яться?
Но, по сути, эти две традиции не противоречат друг другу. Бо/
лее того, они пересекаются в точке, которая именуется как «чело/
веческое мышление». Ведь изо всех живых существ постигать все/
общее способен только человек; космос, Универсум, звезды суще/
ствуют для наделенного разумом человека с самых первых этапов
его существования, но их нет для животных, замкнутых в рамках
своей биологической непосредственности. Родовое определение
человека звучит, как известно, homo sapiens — «человек разум/
ный». Следовательно, главная проблема философии (проблема,
сквозь призму которой выявляются законы всеобщего и конкрет/
ной человеческой судьбы) звучит так: что такое человек? И для ре/
шения этой проблемы философия исследует и выявляет законо/
мерности исторического возникновения и функционирования
способности человеческого разума к мышлению — к постижению
всеобщего. Рассматривая сменяющие друг друга в ходе истории и
развития культуры представления о человеке, об истоках его ра/
зумности, она отделяет вторичные, преходящие стороны и прояв/
ления человеческого мышления от главных, постоянных. Таким
образом, философия постепенно формулирует фундаментальные
законы становления человека, как Человека — как подлинно ра/
274
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,264,265,266,267,268,269,270,271,272,273 275,276,277,278,279,280,281,282,283,284,...653
Powered by FlippingBook