новки, восходящей к антропоцентризму Ренессанса, поставивше/
го человека в центр мироздания, к достижениям европейской
культуры Нового времени и, главное, к концепции «естественного
человека», которая трактовала человека как автономное, актив/
ное, биологическое по сути существо, посредством «техники», т.е.
искусственных орудий труда, преобразующее социальный фон
своего существования. Прогресс в биологии, интенсифицировав/
шийся в последней четверти XIX в., но особенно бурно протекав/
ший в первой половине XX в. (достижения микробиологии, био/
химии, науки о наследственности и базирующиеся на них завоева/
ния клинической и профилактической медицины), дал возмож/
ность завершить формирование «классической» модели.
В этой исправно действовавшей до недавнего времени моде/
ли «больной человек» — пациент рассматривался как изолирован/
ное физическое тело, «поломки» которого, ведущие к нарушению
здоровья, подлежат устранению посредством лечебных манипуля/
ций, преимущественно «физического» характера. При этом здоро/
вье, которое данные лечебные манипуляции должны были вернуть
пациенту, в сущности идентифицировалось с работоспособно/
стью, понимаемой преимущественно как выполнение физической
деятельности. Человек интересовал медицину с точки зрения спо/
собности к труду, и в поле ее зрения попадали лишь те больные, у
которых эта способность подлежала восстановлению. Характерно
высказывание одного из крупнейших гуманистов Ренессанса Лео/
на Баттиста Альберти из его «Жизнеописания»: «На вопрос, что
является для смертных наиболее важным, ответил — надежда; что
наименее — воскликнул: нечто между человеком и трупом». В ре/
зультате то, что именовалось в «классической» медицине «борьбой
за жизнь», являлось по сути «борьбой за здоровье», а еще точнее
«борьбой за работоспособность». А сама медицина распадалась тут
на две части — на «технику», т.е. на теорию и практику лечения,
занятую исправлением «поломок» в «механизме» человеческого
тела, и «деонтологию» или медицинскую этику, то есть свод гума/
нистических принципов, которые в виде идей врачебного долга
надстраивались над «техникой».
В современную эпоху медицина начинает работать с состоя/
ниями, выходящими за пределы физически/телесно понимаемого
здоровья, когда все большее распространение получают методики
лечения, позволяющие улучшить качество жизни человека без
возвращения, однако, 100%/ой работоспособности, когда повсе/
местно интенсифицируется воздействие медицины на все сферы
жизни современного человека (процесс медикализации общест/
ва). В сознание культуры постепенно начинает проникать тот
280
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I