факт, что человек — это нечто значительно большее, нежели его
физическое тело, а его способность к труду — это не сугубо инди/
видуальное качество, вытекающее из врожденных «естественно/
природных» задатков, но свойство, проявляющее себя в культуре —
как в непосредственно окружающей социальной среде, так и в
культуре человечества в целом.
Как результат, в медицине начинает вырабатываться новая,
«современная» модель, в которой социокультурная сущность че/
ловека в норме и в патологии начинает проступать достаточно на/
глядно. В этой модели жизнь человека перестает сводиться к рабо/
тоспособности, способность к труду —к физическому телу, а тело—
к достоянию изолированного индивида. Тело человека выступает
теперь, скорее, в качестве «тела культуры». Жизнь человеческая
предстает как основа для реализации творческих задатков индиви/
да, здоровье — как полнота проявлений этих задатков в историче/
ски конкретных пределах, истоки этих способностей — как про/
дукт усвоения индивидом общекультурного опыта человечества.
Естественно, возникает потребность согласовать новое, объе/
ктивно входящее в медицину социокультурное понимание челове/
ка с реалиями ее лечебных и организационных технологий.
Паллиативная онкология, смысл и содержание ее деятельности
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что в современ/
ной медицине происходит как бы «расширение» ее предмета — па/
циента, больного человека — который включается в повседнев/
ность медицинской практики не только со стороны своего физио/
логического, «соматического» статуса, но и в психосоматическом,
психологическом качестве, во всем многообразии своей личности
и во всей многоаспектности своих связей с обществом, с культу/
рой. В сферу интересов медицины теперь входят состояния, охва/
тываемые не только категориями «здоровье/болезнь», но и катего/
риями «жизнь/смерть», что в свою очередь повышает значимость
паллиативного направления в структуре всей современной меди/
цины. «Личностность» и «паллиативность» — эти два аспекта весь/
ма наглядно характеризуют отличие современной медицины от
классической. Рассмотрим их подробнее.
В личностном аспекте, т.е. в плане отношения к личности
больного современная медицина приобретает «автономный» хара/
ктер и, прежде всего, со стороны пациента. Принцип автономии
утверждает право личности на невмешательство в ее планы и по/
ступки и, соответственно, обязанность окружающих не ограничи/
вать свободу деятельности индивида в той степени, в какой эта
281
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I