- page 277

во, социальная жизнь людей есть по сути результат развертывания
и чисто количественного усложнения биологических задатков, за/
ложенных в человеке природой. Культура здесь предстает как
внешняя социальная среда, на фоне которой люди проявляют
свои, по сути, животные, но «технически» преобразованные ин/
стинкты.
Второе направление характеризует разум как продукт слож/
ного взаимодействия биологического и социального в человеке,
результат их «пересечения». Это так называемые концепции
«биосоциальной сущности человека». Среди них наиболее изве/
стно учение о человеке Э. Фромма. Согласно ему, существование
человека в основном детерминировано внешней, социально/
культурной средой, однако, в глубине человеческой психики ос/
тается неизменным некое внутреннее биологическое ядро. По/
добный комплексный подход, на первый взгляд, не лишен при/
влекательности, но его двойственность на самом деле является
непродуктивной, поскольку не позволяет научно конкретизиро/
вать ни биологическую, ни социальную стороны в человеке, по/
очередно относя подлежащие объяснению явления то на счет со/
циального влияния, то на счет биологических задатков, в резуль/
тате не проясняя ни одного из них. Научное объяснение механиз/
ма взаимодействия этих двух начал должно быть сведено к едино/
му принципу, который и очертил бы пределы их влияния друг на
друга.
Третье направление представлений о сущности человека рас/
сматривает его как сугубо социальное, пребывающее и проявляю/
щее себя лишь в культуре существо. Это отнюдь не означает, что
биологическое в человеке исчезает вовсе, полностью вытесняясь
социальным; это значит, что биологические закономерности тут
«снимаются» социальными, то есть включаются в их состав в но/
вом, преобразованном виде и начинают действовать как интегри/
рованная часть человеческой культуры. То есть проявлять себя по/
добно тому, как механические, физические и химические законы
действуют в составе биологического организма. К данной группе
теорий можно отнести прежде всего деятельностно/орудийную те/
орию происхождения интеллекта Ф. Энгельса, да и в сущности
всю антропологическую установку марксизма, согласно которой
сущность человека «есть совокупность всех общественных отно/
шений». Если же взять эту формулу за основу и рассмотреть ее не
узко социологически, а более широко (в контексте учений о чело/
веке в экзистенциализме, и особенно в философской антрополо/
гии ХХ в.), то человека следует определить как существо создаю/
щее и усваивающее культуру.
277
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,267,268,269,270,271,272,273,274,275,276 278,279,280,281,282,283,284,285,286,287,...653
Powered by FlippingBook