В дальнейшем, по мере приближения античной цивилизации
к своему закату, индивидуализирующие тенденции в социальной
жизни и в трактовке человека начинают преобладать. Особенно
ярко это выразилось в учении Эпикура, который утверждал, что
общество — это лишь среда для удовлетворения потребностей ин/
дивида, его желаний и стремлений, а прочную основу посреди раз/
рушающегося внешнего мира человек может обрести только в са/
мом себе или в узком кругу избранных («Сад Эпикура»).
Таким образом, античная философия в своем развитии впер/
вые зафиксировала два полюса, в поле действия которых и разво/
рачивается все многообразие трактовок человека в истории чело/
веческой мысли: с одной стороны — индивидуальное, с другой —
общественное начало в человеческом существовании.
В христианстве единый для всех людей принцип их совмест/
ного существования (10 заповедей) выразился в богочеловеческом
образе Христа, но, получив чисто духовную, идеально/отчужден/
ную трактовку, был перенесен на небо и противопоставлен реаль/
но/земной жизни людей. В дальнейшем религия догматизировала
эту абстрактную версию человека как образа и подобия Божьего, и
потому научно конкретизированное понимание человека выраба/
тывалось в полемике с религией и по мере критики наукой религи/
озных представлений о человеке.
Путь, пройденный наукой с ХVII в., привел к накоплению ко/
лоссального объема антропологического знания, но в принципе
все богатство обобщенного наукой материала может быть сведено
к трем направлениям, каждое из которых по/своему обыгрывает
соотношение двух определенных античной философией начал, за/
кладывающих основы разумности в человеке: индивидуального
(врожденно/природного, «биологического») и общественного
(приобретенного в обществе, «социального»).
Первое направление восходит к концепции «естественного
человека», которая была выдвинута в ХVIII в. философами Фран/
цузского Просвещения и рассматривала разум как присущее всем
людям от рождения «естественное свойство», которое, определяя
их равенство, закладывает и предпосылки их совместного «соци/
ального» существования. Данное направление включает самые
разнообразные, исторически несинхронные концепции, такие,
например, как представления о врожденных типах преступников
Чезаре Ломброзо, теория З. Фрейда о бессознательном и либидо
как концентрате биологических инстинктов, теория архитипов и
коллективного бессознательного К.Г. Юнга, учение К. Лоренца о
преобразуемой в обществе «природной» агрессивности человека и
многие другие. Всех их объединяет положение о том, что общест/
276
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I