- page 273

Введение
Онкология — сама по себе одна из самых драматичных обла/
стей медицины. Когда же речь идет о паллиативной онкологии —
о той области онкологии, где «отказывают» технологии радикаль/
ного лечения, и где в известной степени «медицина бессильна», —
эта драматичность качественно возрастает: вместе с чисто меди/
цинскими проблемами лечебной тактики и организационного
обеспечения здесь неизбежно возникают вопросы о жизни и смер/
ти, о смысле этих понятий, о сущности и назначении человека, о
загадках бытия и т.д., то есть вопросы предельно/сущностного,
метафизического, философского порядка. И в этом случае фило/
софия сливается с медициной.
Надо сказать, что философия и медицина не чужды друг дру/
гу, хотя философия — это преимущественно сфера теории, тогда
как медицина — это, прежде всего, область практической деятель/
ности и практически ориентированного, прикладного знания. У
них один и тот же предмет изучения — человек, но философия
рассматривает человека в мировоззренческом ключе — с точки
зрения включенности его в бытие, в мир, в Универсум, а медици/
на исследует человека в плане его здоровья как единства телесно/
го, духовного и социального благополучия и с точки зрения спосо/
ба восстановления этого благополучия.
Однако, философия и медицина обладают гораздо большим
родством, чем представляется на первый взгляд. Дело в том, что и
медицина, и философия берут свои начала из единого основания,
являются производными одного и того же начала: это феномены
человеческой культуры, человеческого общества. Культура — это
то, что принадлежит только миру людей, что вносится в природу
только человеком. Культура — это специфически человеческое яв/
ление. И потому для того, чтобы понять и проникнуть в сущность
медицины, чтобы прояснить уникальность ее роли в составе куль/
туры, необходимо начать с осмысления проблемы человека.
Человек как предмет философии и медицины
Человек в зеркале философии
Философия — это сфера общественного сознания и духовной
деятельности, направленная на научную постановку, анализ и ре/
шение мировоззренческих проблем, предполагающих целостное
рассмотрение мира и места человека в нем. С точки зрения фило/
софии, целостность мира, то есть бытия, образована совокупно/
стью трех его компонентов: природы, общества и человека.
273
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,263,264,265,266,267,268,269,270,271,272 274,275,276,277,278,279,280,281,282,283,...653
Powered by FlippingBook