Однако, четкое интегративное определение смерти потребует
еще прояснения ряда сложных аспектов нравственно этического и
юридического порядка, невозможных без общего осмысления со/
временной общекультурной ситуации.
Осмысление феномена смерти в современной культуре*
В современной культуре отношение к смерти приобретает ам/
бивалентную, двойственную окраску. С одной стороны, смерть
как бы вытесняется на задворки сознания общества. Помимо ме/
дикализации процесса умирания, концентрирующегося в стенах
больниц, происходит как бы исчезновение смерти из сферы куль/
туры: тема смерти является закрытым для обсуждения предметом.
Более того, смерть не воспринимается как естественный, законо/
мерный феномен и при всей своей объективности рассматривает/
ся как несчастие и трагедия, то есть фактически как «случайное»
событие. В целом общество ведет себя так, будто смерти не суще/
ствует.
С другой стороны, обостряется интерес к тематике смерти.
Этому способствует ряд обстоятельств. Рост интереса к правам че/
ловека, процесс углубления индивидуализации и возрастания в
целом ценности человеческой жизни происходит на фоне обост/
рения экологических, демографических, экономических, военных
и других глобальных проблем, ставящих под вопрос сам факт су/
ществования человека и вообще жизни на Земле. В последние де/
сятилетия заговорили об антропологическом кризисе — о злове/
щей деградации самых разных сторон существования человечес/
кого общества и человека, ведущей к росту числа немотивирован/
ных преступлений и агрессивности вообще, к разгулу терроризма,
наркомании и алкоголизму и иным деструктивным проявлениям
по отношению человека к окружающим и самому себе. Как част/
ное проявление антропологического кризиса в духовной сфере
выделяется «экзистенциальный вакуум» (смыслосодержательная
пустота) — постоянное ощущение человеком ненужности и бес/
смысленности своей жизни, одиночества и потерянности и иные
переживания депрессивного характера, которые ведут к эмоцио/
нальной неустойчивости и которые люди пытаются гасить с помо/
щью алкоголя и наркотиков. Этому состоянию подвергнуты массы
людей не только в развитых странах, но и во всем современном
мире, переживающем состояние глобализации. Кроме того, ин/
тенсивная информатизация, пронизывающая все стороны совре/
менной жизни, рост технической вооруженности СМИ, превра/
щение компьютера в фактор повседневности привели к созданию
291
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I