между пациентом и лечебным персоналом: в обычном стационаре
отношение специалиста к больному определяется принципом «вас
много— я один», то в хосписе —принципом «ты один—нас много».
Помимо лечебного и организационного вопросов в паллиа/
тивной онкологии фундаментальное значение имеет то, какое воз/
действие на личность больного оказывает преобразование всего
комплекса отношений человека к миру и с миром, с миром культу/
ры, с миром всех других людей. Решение этой задачи берет на себя
психотерапия, организующая психологическую помощь больному.
Мировоззренческий смысл психотерапии в паллиативной онкологии.
Поскольку паллиативная онкология имеет дело с состояния/
ми, которые переживаются человеком, как осознание своей коне/
чности, ограниченности, временности своего существования, то
мировоззренческое содержание всего комплекса лечения сводит/
ся, в конечном счете, к единственной цели — извлечь из этой, обу/
словленной заболеванием, ограниченности максимум позитив/
ных эффектов посредством применения всего арсенала средств,
находящихся в распоряжении медицины и культуры в целом. Са/
ма критическая ситуация должна быть направлена на организа/
цию концентрированного, «сжатого» проживания человеком от/
пущенного ему срока жизни.
А «научить» человека такому концентрированному пережива/
нию и проживанию может и должна психотерапия.
В данном разделе не ставится задача рассмотрения направле/
ний и конкретных методик психотерапевтического воздействия на
больного. Тут затрагивается только мировоззренческий аспект
психотерапевтического лечения, т.е. выявляется место и содержа/
ние данных лечебных тактик во всем антропологическом лечеб/
ном комплексе.
Сверхсмысл психотерапевтических мероприятий заключает/
ся в том, чтобы способствовать выработке у больного понимания
смысла его жизни, включенной в бытие общества, природы, всего
Универсума даже в ее человеческой единичности и ограниченно/
сти рамками болезни и страдания, и на этой основе сформировать
позитивную установку на «качественное», содержательное, осмы/
сленное восприятие мира с целью «поднять» человека над своей
слабостью и своим страданием. «Мера жизни, — утверждал еще в
XVI веке Мишель Монтень, — не в ее длительности, а в том, как
вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало; не меш/
кайте, пока пребываете здесь. Ваша воля, а не количество прожи/
тых лет, определяет продолжительность вашей жизни» (19).
301
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I