- page 297

Человеческая культура, разрывая простое чередование рож/
дений и смертей, открывает в них смысл — значение для целого,
для Универсума. «Человек, таким образом, выступает опосредую/
щим, связующим и гармонизирующим жизнь и смерть сущест/
вом» (14). Через культуру, ее материальные и духовные ценности
само существование человека становится избирательно/контро/
лируемым: «Можно сказать, что жизнь, понимаемая в самом ши/
роком смысле, становится уже не естественной предпосылкой су/
ществования человечества, как во времена Сократа, а результатом,
следствием выбора человечества» (15). А смерть предстает не толь/
ко как смерть физического тела и смерть сознания, а как результат
разрыва всех опосредуемых культурой связей человека с миром —
как «социальная смерть» (16) — как результат выключения челове/
ка из культуры.
Поэтому возможна даже социальная смерть как первичное
явление при внешнем физическом и психическом благополучии,
что можно наблюдать, например, в случаях внезапных, не мотиви/
рованных на первый взгляд суицидов, что напоминает состояние
«арзамасского ужаса», пережитое Л.Н. Толстым и гениально опи/
санное им впоследствии в повести «Записки сумасшедшего». «Я
хочу заснуть, забыться и не могу. Не могу уйти от себя. /.../ Я вы/
шел в коридор, думая уйти от того, что мучило меня. Но оно вы/
шло за мной и омрачало все. Мне так же, еще больше страшно бы/
ло. «Да что это за глупость, — сказал я себе. — Что я тоскую, чего
боюсь». — «Меня, — неслышно отвечал голос смерти. — Я тут».
Мороз подрал меня по коже. Да, смерти. Она придет, вот она, а ее
не должно быть. Если бы мне предстояла действительно смерть, я
не мог испытывать того, что испытывал, тогда бы я боялся. А те/
перь и не боялся, а видел, чувствовал, что смерть наступает, и вме/
сте с тем чувствовал, что ее не должно быть. Все существо мое чув/
ствовало потребность, право на жизнь и вместе с тем совершаю/
щуюся смерть» (17).
При таком понимании смерть и умирание становятся регули/
руемым и осознанно управляемым процессом. При жизни тела и
сознания смерть может быть осмыслена и пережита как предел со/
циокультурной включенности человека в мир, как исчерпываю/
щий итог его социальной жизни. Смысл паллиативной терапии и
заключается в преодолении социальной смерти через организа/
цию условий для максимально осознанного и достойного, т.е. «че/
ловеческого» исхода и регулирование составляющими этого про/
цесса.
297
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,287,288,289,290,291,292,293,294,295,296 298,299,300,301,302,303,304,305,306,307,...653
Powered by FlippingBook