- page 292

особого состояния — «виртуальной реальности», когда человек
начинает жить в искусственном мире, мире моделируемых обра/
зов больше, чем в естественной реальности, как бы погружаясь в
тотальный галлюцинаторный процесс.
Естественно, что все это проблематизирует идентичность ли/
чности современного человека, обращает его к поискам собствен/
ной самости, заставляет интенсивно размышлять над самыми раз/
личными сторонами собственного существования. Поскольку же
наибольшее беспокойство вызывают вспышки деструктивности и
агрессии, актуализируется интерес к проблеме смерти. Формиру/
ется танатология — учение о смерти как комплексное направление
естественно/научного и гуманитарного знания. Она включает в
себя широкий культурологический анализ процессов умирания и
отношения к смерти, психологических моментов ухода из жизни и
переживания близкими состояния тяжелой утраты. При этом та/
натология опирается на уже имеющийся в арсенале современной
философии материал, поскольку специализированное теоретиче/
ское мышление, как правило, опережает текущую повседнев/
ность. Наиболее значительные концепции представлены такими
направлениями философии XX в., как экзистенциализм и постмо/
дернизм.
Экзистенциализм в центр своей теоретической системы ста/
вит человека и рассматривает все бытие сквозь призму человече/
ского существования. В философии Мартина Хайдеггера главная
истина человека — его конечность, завершенность как «бытие/к/
смерти». Это самый очевидный и фундаментальный факт жизни.
Только осознание своей смерти вырывает человека из потока по/
вседневности и позволяет ему ощутить свою неповторимость:
нельзя умереть вместо другого, невозможно, чтобы кто/то умер
вместо тебя. Как правило, люди живут так, будто смерть относит/
ся к кому/то другому, совершается где/то на периферии жизни, и
смерть никогда не случится с ними. Но подспудный страх проса/
чивается в их сознание и превращается в постоянную боязнь —
«тревогу». А подлинное человеческое бытие индивид обретает
тогда, когда согласно Хайдеггеру, становится лицом к лицу с Ни/
что, осознает факт своего неизбежного исчезновения и в силу
этого обретает способность «быть» — быть в «бытии/к/смерти».
В результате «тревога» несколько смягчается, становится «забо/
той».
Надо отметить, что Хайдеггер все/таки чрезмерно акцентиру/
ет значение смерти в бытие человека, придает Ничто роль главно/
го фактора его жизни. Однако, ведь Ничто в случае смерти также
исчезает для человека, как и его жизнь, следовательно, жизнь яв/
292
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,282,283,284,285,286,287,288,289,290,291 293,294,295,296,297,298,299,300,301,302,...653
Powered by FlippingBook