Поэтому в неклассической концепции жизнь и смерть — не
только взаимодействующие, но и взаимообусловливающие друг
друга процессы. Смерть не одномоментна, но постепенно насту/
пает по мере выключения той или иной локальности изо всей сис/
темы взаимодействия организма с миром. Такое «внешнее» вы/
ключение проявляется как накопление выключенных, недейству/
ющих — «неживых» — локусов внутри самой локальности, самого
организма. «Жить — значит умирать», — как проницательно заме/
тил Ф. Энгельс.
«Итак, смерть множественна и распределена во времени», —
сказано у М. Фуко, — это не абсолютная и привилегированная то/
чка, начиная с которой время останавливается, чтобы повернуть
вспять; она, как сама болезнь, обладает множественным присутст/
вием, которое анализ может распределять во времени и простран/
стве» (12). Смерть присутствует в жизни, она как бы рассредоточе/
на внутри всего живого, но и сама погружена в бытие, конечная
истина которого есть развитие, т.е. жизнь. «Смерть предполагает
жизнь, начинается с жизнью и с жизнью же заканчивается. Конец
жизни есть конец смерти, то есть умирания. По существу, смерти
нет, есть смертное, то есть живое» (13).
296
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
#I> < ;.$> :C;.$!,;
?G<$>
:;! $<$>
E$!.F
?G<$>
:;! $<$>
E$!.F
: E/>.$>
!:>@ <F
<;: <F
•
X
•
X
&
•
•
X
X
&
•
•
X
X
&