- page 289

Христианство, под знаком которого происходит дальнейшее
развитие европейской культуры, выводит человека из/под влия/
ния «роковых» природно/космических стихий и через Бога под/
ключает его к общечеловеческой культуре, создавая тем самым
возможности для теоретического осознания бытия в целом. Вме/
сте с этим оформляется и идея индивидуального бессмертия. Од/
новременно чрезвычайно остро и болезненно ставится проблема
смерти. Если в восточных культурах трагичность факта смерти
преодолевается коллективно/общинным ее переживанием, то в
культуре Запада вместе с автономизацией индивида, где отдель/
ный человек начинает осознаваться как ценность, смерть — невоз/
вратимая горестная потеря.
Пониманию специфики отношения к смерти на Западе, как и
осмыслению европейской культуры в целом, способствовал фун/
даментальный труд Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смер/
ти», переведенный, кстати, на русский язык. Автор рассматривает
путь, пройденный Западом от архаической «прирученной смерти»
к медикализированной, «перевернутой». —На 1/ом этапе, охваты/
вающем период с первобытности до XII в., смерть являлась колле/
ктивным делом общины. Переживаемая как несчастье, она риту/
ально обустроена, «приручена» — и даже носит публичный харак/
тер (прощание с близкими, причащение и т.д.). На 2/ом этапе
смерть осмысливается в контексте Страшного суда, когда по/
смертное существование для каждого человека становится инди/
видуально вариабельным. В дальнейшем постепенная автономи/
зация личности открывает человеку неповторимость собственного
существования. Поэтому на 3/ем этапе смерть перестает быть же/
стко регламентированной, а процесс умирания носит уже не пуб/
лично/ритульный, а закрыто/упрощенный характер. 4/ый этап ха/
рактеризуется интенсификацией страха смерти, боязнью быть за/
живо похороненным (легенды такого рода появляются именно в
этот период и интенсивно циркулируют в массовом сознании; в
моргах даже вывешивают колокольчики, чтобы пришедший в себя
после летаргического сна мог позвать служителя). Врачей начина/
ют привлекать в качестве специалистов как для определения смер/
ти, так и для того, чтобы получить санкции на прекращение неэф/
фективного лечения. 5/ый этап наступает в XX в. и характеризует/
ся полной «медикализацией» смерти, которая поступает в сферу
ведения исключительно врачей и предпринимателей похоронного
бизнеса. Отныне больница все чаще становится местом, где чело/
век расстается с жизнью.
Сегодня в западных странах 70/80% случаев смерти происхо/
дит в больнице. Относительно больных раком известно в частно/
289
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,279,280,281,282,283,284,285,286,287,288 290,291,292,293,294,295,296,297,298,299,...653
Powered by FlippingBook