- page 306

теоретических и клинических дисциплин, не располагает единой
базовой концепцией.
Самая идея «поворота» от узкоспециализированного к цело/
стному представлению о человеке принимается медициной безо/
говорочно. Но построение даже абстрактной теоретической моде/
ли многоуровневой иерархически сложной психосоматической
системы — человек оказывается делом далеко не простым. Имев/
шие место в истории медицины различные трактовки этой систе/
мы: механическая (Бернар К., Вирхов З.), биологическая (Се/
лье Г.), психологическая (Фрейд З.), кибернетическая (Амосов Н.)
при всей своей плодотворности в плане описания отдельных
звеньев жизнедеятельности организма не могут служить прообра/
зом будущей теории.
В результате, определяя человека в качестве предмета свой
комплексной исследовательской деятельности, медицина лишь
вежливо оговаривает тезис о его (человека) целостности, а затем
оставляет это утверждение безо всякого на то внимания. Условно
выделяются две подсистемы: психика и организм. Их содержа/
тельная несоотнесенность проявляется в практически не перекре/
щивающихся направлениях научного поиска: одна группа наук
изучает физиологические (в том числе патогенетические) меха/
низмы органических процессов, протекающих в теле человека,
другую интересуют социальные, бытовые, психологические фак/
торы, влияющие на здоровье людей и травмирующие, в первую
очередь, их психику.
Преодоление этой, по/своему драматичной, ситуации пред/
полагает решение весьма и весьма дискуссионной проблемы:
как, каким способом, отталкиваясь от каких понятий, окажется
возможным построить общую теорию медицины, теорию психо/
соматической целостности человека. Общая теория призвана вы/
явить ту конкретно/всеобщую основу существования человека,
из которой окажется возможным вывести все конкретные ипо/
стаси его бытия. Очевидно, что ее разработка предполагает пре/
одоление традиционной для конкретных наук односторонности
в подходе к изучению своего объекта. Другими словами, фунда/
ментальная для медицины теория человека и его здоровья долж/
на строиться как междисциплинарная доктрина, синтезирующая
в своем содержании основные идеи и принципы современного
человековедения, главные направления которого представляют
философская антропология, психология и, конечно, сама меди/
цина. Аргументы, оправдывающие возможность и пользу такого
сотрудничества, можно найти в истории самой медицинской
науки.
306
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,296,297,298,299,300,301,302,303,304,305 307,308,309,310,311,312,313,314,315,316,...653
Powered by FlippingBook