- page 316

чества. Отличие психологии от общегуманитарного видения чело/
века в какой/то мере отражает различие между «сущностью» и «су/
ществованием» человеческой индивидуальности, обусловленных
соответственно всей совокупностью социальных отношений и той
локальной зоной этих связей, в которой существует и формирует/
ся конкретный индивид.
Чтобы специалисту/психологу (равно как и медику) соста/
вить целостное представление о личности, надо выбрать адекват/
ную своему предмету методологию анализа. При этом сразу возни/
кает вопрос, — а возможно ли в принципе представить в понятиях
иерархически сложную организацию индивида, включающую
множество уровней и факторов его существования, каждое из его
«отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание,
мышление, созерцание, ощущение, хотение, деятельность, лю/
бовь — словом, все органы его индивидуальности» (Маркс К.) (8).
Личность — это живой естественный индивид с особой хара/
ктерной только для него морфофизиологической организацией.
Поэтому исследование феномена личности предполагает опреде/
ление ее психофизиологической целостности, в рамках которой
ум, душа и телесность взаимосвязаны и взаимообусловливают друг
друга. Как же соотнести изучение психических функций и неотде/
лимых от них физиологических механизмов, исключив при этом
рецидивы психофизиологического параллелизма или односторон/
него физиологизма?
Современное движение «системников» (Берталанфи Л., Лан/
ге О., Месарович М., Боулдинг К. и др.) пришло к однозначному
заключению: разрабатываемая ими универсальная модель систе/
мы, претендующая стать аналогом для любого конкретного науч/
ного системного исследования, всегда формальна. Она не может
учитывать качественно специфические механизмы становления
структурно/сложного динамичного по своей сути объекта. Содер/
жательно определить такой объект возможно только в рамках ге/
нетического анализа, направленного на выявление в процессе ста/
новления (генезиса) объекта такого способа его действия, а точ/
нее, взаимодействия (если система открытая), которое, выступая
односторонне, лишь как одно из функциональных проявлений
системы, вместе с тем выражает и полагает ее сущность как цело/
стной (2).
Чтобы использовать этот метод в психологии, надо предвари/
тельно решить вопрос о том, что же следует рассматривать в каче/
стве функциональной единицы психофизиологического статуса
личности. В свое время в этой роли выступали: ощущение, реак/
ция, рефлекс. Но, как известно, построить с их помощью модель
316
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,306,307,308,309,310,311,312,313,314,315 317,318,319,320,321,322,323,324,325,326,...653
Powered by FlippingBook