медицины. В условиях общей психосоматической ее направлен/
ности ведущей врачебной профессией призвана стать специаль/
ность психоаналитика, понимаемая в самом широком смысле это/
го слова (14). Психологически и, соответственно, биоэтически
съориентированная медицина, определяя и внедряя в повседнев/
ную жизнь людей оправданные гигиенические нормы их бытия,
контролируя, оптимизируя процессы развития человека как субъ/
екта своей жизни, сможет во многом способствовать формирова/
нию у населения здоровых потребностей и здорового образа жизни.
К примеру, научно/технический прогресс, радикально изме/
нивший ритм жизни и усиливший интеллектуальное, эмоцио/
нальное и психологическое напряжение деятельности любого ви/
да, привел к резкому снижению физической активности людей,
что губительно повлияло на состояние их организма. Острую фор/
му приобрело противоречие между чрезмерной рационализацией
жизни человека и вызванным этим обстоятельством кризисом
эмоциональности, основные направления которого: состояние
стресса, эмоциональная дисгармония, отчужденность, незрелость
чувств.
Понятно, что борьба с подобными недугами не может огра/
ничиться подбором необходимых фармакологических средств.
Она предполагает осознание социальных истоков этих патологи/
ческих отклонений и соответственно выработки социально/психо/
логических мер, побуждающих людей к здоровому образу жизни.
Биоэтический смысл здравоохранительной социальной по/
литики в свете сказанного видится в следующем. Принципы осоз/
нанного целостного восприятия человеком самого себя в диалоге
с осваиваемой им природой отражает известная формула триедин/
ства, онтологический смысл которой отстаивали многие филосо/
фы (Платон, Соловьев В.С.): «Истина требуется, чтобы знать мир;
добро, чтобы сохранить его; красота, чтобы восхищаться им». Вос/
становить эту формулу в культуре общества, сделав ее определяю/
щим мотивом всех потребностей человека можно, если подчинить
все стороны общественной жизнедеятельности началам экологи/
ческой этики, содержащей в себе новой ценностный подход к при/
роде, к человеку, к собственному здоровью. Принцип равнопра/
вия всего живого («благоговения перед жизнью» —Швейцер А.) в
рамках экологической (=биологической) этики скорректирован
относительно высшего смысла бытия человека. Он означает во/
площенное в человеке стремление природы стать универсальной
жизнью. Из этого следует, что субъектом биологической этики мо/
жет быть только гармонично развитая личность, сочетающая в се/
бе на основе телесно/чувственно/разумной целостности духовное
322
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I