- page 327

му. Рационализм отвергает все, что не укладывается в формы на/
шего разума, — и отсюда его нетерпимость и самоуверенность. Ра/
ционализм поэтому отвергает возможность чуда, т.к. во всяком чу/
де есть нечто, необъяснимое для разума. Вопрос о возможности и
действительности чудес имеет первостепенное значение для рели/
гии, которая вся связана с верой в то, что Бог может стать выше за/
конов природы и совершить то, что остается необъяснимым для
нас: невозможное для человека, возможно для Бога. Рационализм
утверждает, что непостижимое только пока необъяснимо для нас,
но что по мере развития знания объем необъяснимого будет все
уменьшаться и когда/то сведется к нулю. Соотношение веры и
знания часто преподносится нам в такой форме, что вера будто бы
связана со слабым развитием ума и знания, что человек, стоящий
на высоте современного знания, уже не может жить верой, а может
жить только знанием.
Что касается эмпиризма, то он свободен от таких категориче/
ских утверждений, он прислушивается к опыту, готов порой допу/
стить и чудо, но в атмосфере секуляризма и он заражается равно/
душием к вере и Церкви. Современная культура вообще уводит ду/
ши от веры и Церкви. Современная жизнь как бы напоена безбо/
жием, нечувствием того, что есть НАД миром, — и это скептичес/
кое отношение к вере, к Церкви впитывается в нашу душу, отрав/
ляет ее.
А между тем жить без веры не только трудно, но и страшно,
бессмысленно. В нашей душе живет неистребимая потребность
всецелой правды, потребность приближаться к Вечному Основа/
нию жизни; смерть обессмысливает всю нашу жизнь, превращает
жизнь в неразрешимую и мучительную загадку. Со смертью не мо/
жет примириться наша душа, — это хорошо знают те, у кого умер/
ли близкие, дорогие люди. В свете смерти жизнь представляется
каким/то обманом, чьей/то ненужной насмешкой, бессмыслен/
ной суетой. Душа наша не может не любить мир, не любить людей;
но эта любовь только терзает наше сердце, т.к. мы не можем, если
в нас нет веры, примириться с тем, что все это исчезнет навсегда.
Жизнь мира — страшная загадка для тех, кто не верит в бытие Бо/
га, кто не чувствует Его близости к нам.
Расхождение веры и знания есть выдумка тех, кто борется
против веры и Церкви; вся современная культура так глубоко свя/
зана в своих корнях с христианством, что ее нельзя оторвать от
христианства. Этим мы не хотим сказать, что нет таких точек, в ко/
торых и знание, и культура трудно соединимы с христианством, но
по существу
ни наука, ни философия, ни искусство не могут отвер/
гать христианства.
327
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,317,318,319,320,321,322,323,324,325,326 328,329,330,331,332,333,334,335,336,337,...653
Powered by FlippingBook