- page 333

г) все сотворенное прекрасно, значит, зло не явилось
вместе с творением мира.
Только на этих основах возможна истинная религия. Без при/
знания ЛИЧНОГО Бога мы не могли бы Его любить, Его просла/
влять, благодарить, искать у Него помощи, Ему молиться; мы бы/
ли бы как сироты, не знающие ни отца, ни матери (13).
Некоторые Отцы Церкви в первых словах книги Бытия разу/
меют под небом не физическое небо, образованное в последствии,
а небо невидимое или жилище горних сил, бесплотных духов, ан/
гелов. Бог создал ангелов далеко прежде видимого мира и при со/
здании последнего они уже предстояли пред лицем Творца и слу/
жили Ему. Ангелы — духи бесплотные, и поскольку принадлежат
к миру невидимому, не поддаются лицезрению нашими телесны/
ми очами (13). Впрочем, бестелесным и невещественным называ/
ется ангел только по сравнению с нами. Ибо в сравнении с Богом,
Единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным;
одно Божество всецело невещественно и бестелесно (13).
Человек сотворен Богом по образу и подобию Божию; состо/
ит человек из души и тела, и поэтому связан как с природой (те/
лом), так и с Богом (душой). Тело человека тленно, а душа — бес/
смертна. Происходя по телу из земли и тем самым будучи земным
собратом всем земным существам, произошедшим из этой же зем/
ли, человек есть образ и подобие Бога на Земле и, как носящий в
себе дыхание Творца, есть существо, выходящее за пределы твар/
ного ряда, хотя и завершающее собой весь этот тварный ряд. Чело/
век создан как вещь и представляет собой одну из вещей на Земле,
но как образ и подобие Божие, как носитель
божественного дыха+
ния
, он уже не создан, а сотворен и уже не есть вещь. Он первый и
единственный из всех тварей
отпущен на свободу
, чтобы подняв/
шись из праха земного, из состояния природной необходимости,
из состояния раба окружающих его условий, стать усыновленным
Богу, стать сотрудником Бога на Земле и затем войти в вечность
для единения с сотворившим его Богом. Человек возник к бытию,
в себе самом соединяя:
1) материальное (в самом предметном смысле этого слова);
2) психическое;
3) духовное.
Он есть единство всех планов бытия, как бы некий связую/
щий стержень, пронизывающий Вселенную и содержащий в себе
все ее элементы. Человек призван к обожению, т.е. к единству с
Творцом. Человек призван выйти из рамок тварной Вселенной,
чтобы вознестись в духовное небо для соединения с Творцом.
Че+
ловек сотворен животным, получившим повеление стать богом
, — резю/
333
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,323,324,325,326,327,328,329,330,331,332 334,335,336,337,338,339,340,341,342,343,...653
Powered by FlippingBook