- page 342

бя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев:
пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место
мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть
слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме! Но если кто из мер/
твых придет к ним, покаются. Тогда АВРААМ сказал ему: если
Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых вос/
крес, не поверят».
В этой притче есть два поразительных момента. Богач просит
Авраама за пятерых братьев, которые живут, не догадываясь об
ожидающих их загробных мучениях. Страдая сам, он просит за
братьев, а значит, по всем нашим устоявшимся представлениям,
этот богач — добрый, хороший человек. И этот «хороший человек»
в аду! Выходит, чтобы избегнуть адских мук, мало быть просто «хо/
рошим человеком», нужно еще что/то. Но именно об этом «что/
то» люди слушать не хотят. И тогда, действительно, какой смысл
посылать мертвых к тем, кто уже не поверил Моисею и пророкам!
Мертвые не приходят к живым, и потому мы должны верить
Священному писанию — об этом говорит евангельская притча.
Но, видимо, времена, в которые мы живем, и в самом деле послед/
ние. Ведь уже много лет подряд мы получаем свидетельства от тех,
кто умер, но снова вернулся к жизни (1).
По смерти человек подвергается суду, который называется
частным, в отличие от всеобщего последнего суда. О реальности
такого суда также свидетельствует вышеприведенная притча.
Нам не дано знать в Священном писании, как происходит ча/
стный суд по смерти человека (13). Мы можем лишь отчасти су/
дить об этом, по отдельным выражениям, встречающимся в слове
Божием. Так, естественно думать, что и при суде частном большое
участие в судьбе человека после смерти принимают как добрые ан/
гелы, так и злые: первые являются орудиями благости Божией, а
вторые — по Божиему попущению — орудиями правды Божией.
На основании ряда указаний Священного писания издревле св.
Отцы Церкви изображали путь души, разлученной с телом, как
путь через такие духовные пространства, где темные силы ищут
поглотить слабых духовно, и где поэтому особенно нужны защита
ангелов небесных и молитвенная поддержка со стороны живых
членов Церкви. Путь души по ее исходе из тела принято называть
«мытарствами».
Воздушные мытарства.
Из древних Отцов говорят об этом св. Ефрем Сирин, Афана/
сий Великий, Макарий Великий, Василий Великий, Иоанн Злато/
342
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,332,333,334,335,336,337,338,339,340,341 343,344,345,346,347,348,349,350,351,352,...653
Powered by FlippingBook