цией этого момента, собственно, никаких сложностей нет. О, если
бы проблема исчерпывалась только этим. Нет, не исчерпывается;
есть пациенты в безнадежном положении, чей мозг серьезно по/
врежден, но еще не мертв. Поставьте себя на место нейрохирурга,
который должен удалить раковую опухоль мозга и подарить чело/
веку полгода/год жизни в качестве бездумного растения. Этика
нашей профессии все более становится непосильным, изматыва/
ющим душу бременем» (8).
Эвтаназия и динамика норм медицинской этики
Эвтаназия как проблема практической медицины
Нас интересует та критическая ситуация, которая сложилась
на узкой полоске между жизнью и смертью, и в которую так или
иначе вовлечены врач и больной, а точнее, морально/юридичес/
кий и даже юридический аспект ее. Надо ли вмешиваться в этот
драматический процесс умирания, замедляя или, наоборот, уско/
ряя его? Если замедлять, то имеем ли мы право, отбирать пациен/
тов определенным образом для этой процедуры, производя иными
словами селекцию? И если да — то как, и если нет — то почему? И
каким образом все это соотносится с традиционными нормами
медицинской этики? Является ли право на жизнь не только пра/
вом, но и долгом или обязанностью, и должно ли общество охра/
нять и сохранять жизнь человека помимо или вопреки его воле? —
Вот комплекс тех вопросов, которые концентрирует в себе пробле/
ма эвтаназии, и в правильном разрешении которых самым непо/
средственным образом заинтересованы не только клиническая
реаниматология, но трансплантология, педиатрия с неонатологи/
ей, геронтология, хирургия — в общем, вся та область обществен/
ного разделения труда, которая именуется медициной.
Мы погружаемся здесь в фундаментальные вопросы челове/
ческого бытия, или, как принято говорить теперь, затрагиваем эк/
зистенциальные проблемы, становимся лицом к лицу с проблем/
ными ситуациями. «Проблемные ситуации» в медицине — это та/
кого рода моральный выбор в клинической практике, и исследо/
ваниях, когда он «не обеспечен» предшествующим опытом вра/
чебной этики, когда он всякий раз оказывается исторически но/
вым, когда хотя бы в одном из альтернативных вариантов выбора
содержится угроза отступления от требования гуманизма» (12).
Понятие эвтаназии в современном сознании тождественно
понятию «убийство из милосердия», а как врачебная практика оно
означает сокращение руками медиков (через прямые действия или
352
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I