- page 358

ценностей», т.е. попросту отбросить их как пережившие себя бес/
полезные фикции, полагаясь на то, что подсказывают обстоятель/
ства и соображения обыденного рассудка и соглашаясь с мнением
одного из крупных американских специалистов в области меди/
цинской этики Э. Пеллегрино утверждающего, что «универсально
принятый набор медицинских этических норм не воскресить»
(26).
Основанием для радикальной ревизии постулатов традици/
онной гиппократовой этики (в том числе и тех положений, кото/
рые затрагивают отношение к эвтаназии) является деление прак/
тической медицины и соответствующих ей этических кодексов
(деление несколько произвольное, как будет показано ниже) на
две системы: патерналистскую и автономную. Профессиональная
этика в патерналистсной системе представляет собой комплекс
определенных предписаний, которым беспрекословно обязаны
следовать как больной (если речь идет о принимаемых врачом ре/
шениях), так и врач (если речь идет о рекомендованных к испол/
нению профессиональных правилах). Во главу угла здесь ставятся
абсолютный авторитет врача, который всегда принимает решения
за больного и даже помимо его воли, тогда как всякое сомнение
последнего в истинности предписаний является недопустимым и
рассматривается как безосновательное. На смену патерналист/
ской этике — с точки зрения тех, кто исповедует такое деление —
должна прийти автономная система, которая предусматривает по/
лноправное соучастие пациента в выработке стратегии лечения,
включая сюда полную информированность его о своем состоянии,
методах лечения и возможном его прогнозе, вплоть до права боль/
ного совсем отказаться от медицинской помощи и даже умереть.
Оценивая правомерность подобного деления, прежде всего
надо сказать, что медицина вообще как сформировавшаяся и обо/
собившаяся область общественного разделения труда является до
определенной степени патерналистской, ибо, как бы там ни было,
врач более компетентен в своей профессиональной сфере, нежели
больной, и потому стремление пациента на равных соучаствовать
в процессе принятия решений по поводу тактики лечения все же
безосновательно, как бы высок ни был образовательный уровень
населения. Но именно такой точки зрения придерживаются в
США, где трансформация медицинской этики приняла наиболее
явный характер.
С тех пор, как судебное решение по делу Карин Куинлэн
впервые установило, что родственники и врачи по взаимному сог/
ласию могут прерывать процесс поддержания жизни у коматозно/
го больного, происходит все больше судебных процессов, в кото/
358
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,348,349,350,351,352,353,354,355,356,357 359,360,361,362,363,364,365,366,367,368,...653
Powered by FlippingBook