- page 365

обязанностью уважать как личную жизнь больного, так и собст/
венную профессию. «Практическая» часть выражена знаменитым
императивом «non nocere!», согласно которому всякие лечебные
действия врача должны быть строго выверены и обоснованы с то/
чки зрения возможностей медицины вообще и надежности кон/
кретных рекомендаций в частности и направлены прежде всего на
благо данного больного. В «Клятве Гиппократа» и «Международ/
ном кодексе медицинской этики» человеческая жизнь рассматри/
вается как безусловная ценность, сохранение которой вменяется в
обязанность врачей, и ясно отрицается возможность проведения
эвтаназии.
Как выяснилось, кодекс медицинской этики не есть система
жестких непререкаемых догм. Его рамки то раздвигаются, то на/
оборот, суживаются, согласуясь с потребностями жизни. Это —
факт. Но вот является ли достаточно продуктивным радикальный
пересмотр этого кодекса, переходящий порой в прямое отбрасы/
вание основных его положений (в частности, запрет на эвтана/
зию) — это еще вопрос.
Сначала рассмотрим стратегию такого пересмотра с точки
зрения его практической целесообразности и научной обоснован/
ности.
Ссылки на то, что негласно осуществляемая эвтаназия уже
имеет место в практике медицины, и потому придание ей закон/
ного характера позволит поставить ее под эффективный контроль,
следует с самого начала отбросить как безосновательные. Широ/
кое распространение каких/либо явлений в обществе совсем не
обязательно свидетельствует о необходимости примириться с их
существованием, в противном случае следовало бы оправдать та/
кую аномалию, как преступность. Более серьезными представля/
ются аргументы экономического порядка. Успехи медицины дей/
ствительно расширили контингент лиц, которым в результате ме/
дицинской помощи продляется жизнь, но не может быть возвра/
щено ее качество. Здравоохранение вообще, реанимационная по/
мощь в частности, а уж тем более протезирование отдельных
функций человеческого организма требуют от общества значи/
тельных материальных затрат, причем тем больших, чем значи/
тельнее прогресс в данной области. В результате создается впечат/
ление, что страдают те, кого можно было бы с большей степенью
вероятности, возвратить к полноценной жизни, и что поэтому ре/
сурсы общества расходуются нерационально.
Подобная логика имеет свои резоны. Здравоохранение вооб/
ще, реанимационная помощь в частности, а уж тем более протези/
рование отдельных функций человеческого организма требуют от
365
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,355,356,357,358,359,360,361,362,363,364 366,367,368,369,370,371,372,373,374,375,...653
Powered by FlippingBook