Там же, где какая/либо общественная норма не откристалли/
зовалась еще в своей актуальности и не способна поэтому обрести
характер осознанного внутреннего запрета, там проявление ее все/
гда в той или иной степени носит оттенок аморальности, ибо от/
сутствие у кого/либо из партнеров понимания истинного значе/
ния совершаемых действий ставит их в заведомо неравноправное
положение, давая одному преимущества за счет другого, как это
происходит, например, в Индии, при трансплантации почек. Вряд
ли всерьез можно вести речь о добровольном согласии там, где лю/
ди из нищих кварталов Калькутты продают свою почку за 30 дол/
ларов.
2. Другим условием, дающим запретным прежде действиям
права на осуществление, является высокая степень актуализации
потребностей жизни, полнота которой вступает в противоречие с
ее же собственными формальными рамками. Как известно, даже
принятый в Англии в конце XIX в. «драконовский» закон, кото/
рый предусматривал смертную казнь для врача за проведение
аборта (последний смертный приговор врачу по этому поводу был
вынесен в 1898 г.), не смог противостоять потребности в эффек/
тивном регулировании рождаемости в современном обществе и
был поэтому вскоре отменен.
При этом от науки вообще и медицины в частности требуется
достаточная надежность практических рекомендаций, обоснован/
ных теорией и прошедших опытную проверку.
Если в малой степени не выполняется хотя бы одно из этих
двух условий, на проведение требуемых действий должен быть на/
ложен запрет. В противном случае эти действия могут превратить/
ся в бесконтрольное и бессмысленное злоупотребление, наподо/
бие тех, которые имели место в Кампучии, где во времена пол/по/
товского режима прошедшие месячную подготовку «народные
врачи», упражнялись в хирургической технике на живых пациен/
тах, уверяя при этом, что они лечат людей.
Эвтаназия: аргументы «за» и «против»
Практический аспект
Теперь из более широкой сферы общеэтических вопросов
вернемся к проблемам практической медицины.
Два указанных выше условия представлены собственно в ко/
дексе традиционной гиппократовой этики, хотя, возможно, и вы/
ражены не очень четко. «Моральная» часть представлена принци/
пом бескорыстия, самоотверженного служения врачебному долгу,
364
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I