3. добровольная — принудительная.
Активная эвтаназия — это такая ее форма, когда жизнь боль/
ного прерывается через воздействие на «базисные» системы жиз/
необеспечения (дыхание и кровообращение), и смерть наступает в
непосредственно обозримом периоде.
Пассивная эвтаназия — это отказ от жизнеподдерживающих
мероприятий и лечения, ведущий к смерти в более отдаленном пе/
риоде.
С этой точки зрения отключение аппарата ИВЛ или прекра/
щение введения вазопрессоров при прогрессирующем снижении
АД следует рассматривать как активную эвтаназию, а прекраще/
ние зондового питания или парэнтерального питания — как пас/
сивную.
Деление эвтаназии на прямую и непрямую затрагивает моти/
вационную сферу деятельности врача: в первом случае речь идет о
намеренном, целенаправленном умерщвлении больного, во вто/
ром — об ускорении его смерти как побочном результате манипу/
ляций иного, иногда лечебного характера. Например, к непрямой
эвтаназии могут быть отнесены случаи ускорения смерти тяжелых
онкобольных при избыточном введении наркотических препара/
тов с целью обезболивания. Смертельные осложнения во время
диагностических или лечебных процедур также относятся к этой
группе.
Добровольная эвтаназия предполагает выполнение желания
самого больного; в этом случае она может рассматриваться как
врачебное содействие при самоубийстве. Что же касается прину/
дительной эвтаназии, то ее название говорит само за себя: ей, в ча/
стности, могут быть подвергнуты дети с порками развития (тяже/
лые нарушения деятельности ЦНС или ахалазия пищевода).
Само множество клинических случаев и ситуаций, потенци/
ально несущих в себе возможность эвтаназии, указывает на важ/
ность данной проблемы, которая, помимо своего клинического
содержания, становится также предметом интереса со стороны
массового сознания и средств массовой информации. Проблема
эвтаназии, как в фокусе, концентрирует в себе целую гамму край/
не важных — если не самых важных — для медицины вопросов,
суть которых заключается в кризисе традиционных норм меди/
цинской этики (гиппократовых норм), так или иначе вступающих
в противоречие с потребностями развития медицины.
Кодекс профессиональной медицинской этики, сложивший/
ся в Древней Греции 2500 лет тому назад в так называемой школе
Гиппократа на о. Кос, может быть сведен к четырем этическим
императивам:
356
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I