- page 363

лютно запретного, что уже стало для людей их осознанной необхо/
димостью, но не превратилось еще в естественную потребность,
имеющую «прочность народного предрассудка» (20).
ЗАПРЕТ ЗАКОН МОРАЛЬ
Иными словами, «закон/запрет» на какое/либо явление при
достаточной степени актуализации этого явления рано или поздно
переходит в «закон/разрешение», который, легимитируя его, од/
новременно определяет те условия, согласно которым явление мо/
жет проявить себя. Если брать область медицины, то, скажем, без/
условный запрет в отношении хирургических вмешательств на
сердце (Т. Бильрот во второй половине XIX в. как/то сказал, что
врач, рискнувший оперировать на сердце, всегда будет рассматри/
ваться как преступник), сменился в недавнем прошлом системой
правил, регламентирующих практику подобного рода операций.
Но для того, чтобы «закон/запрет» превратился в «закон/раз/
решение», необходимо выполнение по меньшей мере двух усло/
вий:
1. Достижение обществом (которому подчинены взаимоотно/
шения врача и пациента) определенного материального и культур/
ного уровня (иными словами, преодоление некоторого порога ци/
вилизованности), соответствующего радикальности пересмотра
норм, ибо, во/первых, линия, разделяющая общественные «дозво/
лено!» и «не дозволено!», проходит и внутри отношения врач/
больной, а во/вторых, уровень взаимоотношений между ними не
может быть выше уровня взаимоотношений, сложившихся в об/
ществе в целом.
«Нравственный закон» не столько «внутри вас», как утвер/
ждал Кант, сколько в окружающей социальной действительности,
в объективных тенденциях ее развертывания, которые открывают/
ся человеку через нормы общества в целом и составляющих его
групп в частности, и в следовании которым этот «нравственный
закон» как раз и реализуется. Мораль лишь постепенно входит
внутрь субъекта по мере того, как он усваивает общественные нор/
мы, становящиеся регулятором его повседневного поведения (что
справедливо как в фило/, так и онтогенетическом отношении).
Именно превращение общественной нормы в естественную, авто/
матически безусловную (т.е. осознанно/бессознательную) потреб/
ность, приобретающую прочность «народного предрассудка» в са/
мых широких социальных слоях, дает «добро» на регламентацию
безусловно недопустимых до того действий в специальной сфере,
преобразуя тем самым «закон/запрет» в «закон/разрешение».
363
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,353,354,355,356,357,358,359,360,361,362 364,365,366,367,368,369,370,371,372,373,...653
Powered by FlippingBook