лишается возможности апеллировать к каким/либо иным инстан/
циям и оказывается в полной зависимости от субъективного бла/
горасположения первого. Не удивительно, что плюрализм мораль/
ных кодексов и предписаний «в конце/концов» направляет меди/
цину по линии уменьшения объема врачебных обязанностей (29).
Гипертрофия юридических прав пациента легко может обер/
нуться атрофией его прав на здоровье, особенно если оплата меди/
цинских услуг совершается негласно. Сделка, лишенная регулиру/
ющего содействия в лице общества (т.е. не отрегулированная зако/
ном), не увеличивает степень свободы пациента, а, наоборот, сни/
жает ее, поскольку в такой ситуации снижается степень ответст/
венности врача перед пациентом. В результате качество медицин/
ской помощи низводится до весьма невысокого уровня, что на/
глядно видно на примере республик бывшего СССР, где негласная
оплата медицинских услуг была правилом (Закавказье, Средняя
Азия).
Что же касается врача, то, идя на поводу у узко материально/
го интереса, он лишается содействия и помощи со стороны обще/
ства, особенно в случае осложнений или смерти пациента, оказы/
ваясь один на один с родственниками пострадавшего. Вспомина/
ется строка из летописи времен Ивана III про одного иноземного
лекаря, которого жаждущие возмездия родственники «свели под
мост и зарезали яко овцу».
Медицинская этика и проблемы практической медицины
Никакие этические нормы сами по себе не решают практиче/
ских вопросов. Однако, они создают механизм, способствующий
их решению и страхующий медика от кары со стороны общества в
случае неудачи. Если же создается впечатление, что эти отшлифо/
ванные тысячелетней практикой постулаты вступают в противоре/
чие с целесообразностью сегодняшнего дня, то это отнюдь не сви/
детельствует об их устарелости. Это говорит только о том, что це/
лесообразность истолковывается слишком узко, ограниченно и
примитивно. Она может дать эффект на какой/то короткий про/
межуток времени, но не способна служить ориентиром в более
сложных и неоднозначных ситуациях, тогда как регулирующая си/
ла этическом нормы, вобравшей в себя опыт разрешения бесчис/
ленного множества всех предшествующих конфликтов, обладает
несравненно большей степенью надежности.
Движение, изменение, развитие в системе вещественных
норм, в том числе и тех, что затрагивают область медицинской
этики — это закономерное явление. Но совершаться оно должно в
372
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I