- page 382

бо страдание — либо жизнь» легко переходит в формулу «либо
страдание — либо смерть». Хотя на самом деле болезнь и страда/
ние — это тоже жизнь, только до предела ограниченная в проявле/
нии своей свободы как выразился однажды К. Маркс.
Логика, оправдывающая эвтаназию, сводится к следующему:
если человек, делает свой выбор сознательно и с полным понима/
нием, то общество просто обязано помочь ему в этом. Перед нами
еще одно из проявлений реализации «либертарианской этики»
или «ситуационной этики» одного из ее столпов Дж. Флетчера, в
кодексах которого управляющая человеком мораль есть не выра/
жение общественных, складывавшихся на протяжении длитель/
ных исторических периодов из всего богатства человеческой пра/
ктики, а индивидуально/субьективистская линия поведения, вы/
рабатываемая под воздействием текущих обстоятельств, апология
конъюнктуры под маской «взаимного согласия», которая делает
допустимым любое деяние, в том числе и осуществление «права на
смерть», оправдывая его доведенным до абсурда «правом свобод/
ного выбора».
Но как бы там ни было, право на добровольную эвтаназию
признается в США, как частное проявление «свободы выбора»,
ставящей во главу угла интересы конкретного индивида, а вместе
с ними якобы и всего общества.
В американском «Словаре медицинской этики» доброволь/
ная эвтаназия квалифицируется как помощь при самоубийстве
или убийство по просьбе. Вообще при эвтаназии перед нами фак/
тически самоубийство, которое согласно воле конкретного лица
должно осуществить общество руками врачей.
Если не касаться этих курьезных (в историческом плане) пре/
цедентов, то любое общество, считающее себя здоровым, всегда
безоговорочно осуждало и осуждает самоубийство и рассматрива/
ет этот акт как сугубо личное дело его совершившего. Самоубийц
запрещалось хоронить в черте кладбища; как людей, покусивших/
ся на самый святой дар Бога — жизнь»; им отводилось место «за
оградой», и на их могилах в христианских странах не ставился
крест. В уголовных кодексах некоторых стран предусмотрены ста/
тьи, в которых определены наказания для лиц, совершивших по/
пытку самоубийства, но спасенных при благоприятных обстоя/
тельствах.
Только в совершенно деградировавших социумах, как напри/
мер, нацистская Германия, допускалась эвтаназия, да и там при/
каз о ее осуществлении был отменен через два года после его изда/
ния, правда только в отношении соплеменников. В романе Ив.
Ефремова «Час Быка» описывается пребывающая в кризисе циви/
382
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,372,373,374,375,376,377,378,379,380,381 383,384,385,386,387,388,389,390,391,392,...653
Powered by FlippingBook