- page 385

Но самое вредное в практике эвтаназии, если она осущест/
вится, состоит в том, что она повлечет за собой целый ряд новых
проблем, каждая из которых неизбежно завяжется в узел неразре/
шимых противоречий. Прежде всего, следует учитывать вариа/
бельность человеческого восприятия, в том числе своих собствен/
ных страданий. Это обстоятельство, в целом весьма благоприят/
ное, так как оно создает условия для управления болью и страда/
нием вообще; при наличии самой возможности эвтаназии, наобо/
рот, может сыграть негативную роль, подтолкнув человека к роко/
вому решению. Добровольная эвтаназия, если признать ее закон/
ность, легко способна перерасти в принудительную, т.к. люди тог/
да не смогут противостоять «моральному» давлению со стороны
родственников, будучи вынужденными уйти из жизни. Как гаран/
тировать эту процедуру от злоупотреблений со стороны тех лиц,
которые, как аптекарь в «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина, «торгу/
ют ядом», всегда готовы за соответствующую мзду служить тем,
кто так или иначе заинтересован в осуществлении подобной про/
цедуры. Ведь, как выражался Сталин, «есть человек — есть проб/
лема, нет человека — нет проблемы».
Как бы там ни было, реальная альтернатива эвтаназии — это
борьба со страданием при уважении к жизни и соблюдении прин/
ципа «non nocere!» Только следуя им можно до определенной сте/
пени избежать неразрешимых ситуаций. Иное дело, что жизнь со/
здает положения, в которых продление жизни превращается в на/
силие над нею и вступает в противоречие со здравым смыслом.
Известен трагический эпизод (про него упоминает Б.А. Негов/
ский), имевший место в одной из лондонских клиник, где вопре/
ки воле больного в терминальной стадии онкологического заболе/
вания (рак пищевода IV стадии) неоднократно производилась его
реанимация. Несмотря на то, что больной (сам врач/хирург по
специальности), знавший о своем диагнозе, придя в себя, просил
больше не оживлять его и даже сделал соответствующую запись в
истории болезни, его еще четыре раза «вздергивали на дыбу жиз/
ни».
Определенная категория больных, продление жизни которых
явно нецелесообразно (младенцы с болезнью Дауна при сопутст/
вующей ахалазии пищевода, психические больные, пациенты в
состоянии старческого маразма и др.) не могут на сегодняшней
стадии развития общества рассчитывать на то, что для спасения их
непременно будут применены все средства, имеющиеся в арсена/
ле современной медицины. В каких/то случаях объем помощи мо/
жет быть сокращен, но и им должно быть оказано содействие, на/
пример, с целью облегчения страданий, а при соответствующих
385
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,375,376,377,378,379,380,381,382,383,384 386,387,388,389,390,391,392,393,394,395,...653
Powered by FlippingBook