разованные, над которыми стоят правители, а где/то между ними
люди искусства — развлекающие, украшающие и оправдываю/
щие.
— Они тоже не умирают в двадцать пять лет!
— Естественно.»
Все дело в том, что сама возможность активной эвтаназии да/
же не в виде стационарных центров по умерщвлению, как в «Часе
Быка», ставит под сомнение принцип неприкосновенности чело/
веческой жизни, на признании абсолютной ценности которой ос/
новывается существование современной цивилизации. Это —
краеугольный камень современного общества, в котором цен/
ность человеческой жизни не может зависеть от субъективных ус/
мотрений, включая сюда даже побуждения конкретной личности
по отношению к самой себе, тем более, если этой личностью явля/
ется тяжело больной человек.
Человек не существует в одиночку — как изолированное, аб/
солютно независимое от социума существо наподобие Робинзона
Крузо, который, кстати, использовал орудия и навыки, приобре/
тенные в процессе коллективной жизни и общения. Человек жи/
вет в обществе, в котором он только и может проявлять все свои
природные склонности, и потому он несет перед обществом обя/
занности — причем, не в каком/то отвлеченном, а в самом прямом
смысле — как обязанности перед другими людьми, вплоть до род/
ственников и своих близких.
Страдания и гибель конкретного существа всегда являются
нарушением коллективного блага (хотя это не всегда достаточно
четко осознается), и вряд ли стоит дополнительно нагружать лю/
дей сознанием своего соучастия в «само — убийстве». Самоубий/
ство — это вообще/то мизантропия, человеконенавистничество,
только направленное на самого себя. Потому человек, решающий/
ся на этот акт, фактически вступает в конфликт со всем человече/
ским родом и, следовательно, не вправе требовать от общества ка/
ких/то специфических санкций (например, «права на смерть»),
тем более, что такое право ложится тяжелым бременем не только
на непосредственных исполнителей этой извращенной субъектив/
ной воли, но и на всех прочих людей, которые в случае оформле/
ния такого права в виде закона, в последствии могут оказаться
жертвой ошибки или злого умысла.
С другой стороны, всякий, решивший свести все счеты с жиз/
нью, всегда может найти способ сделать это сам, достаточно без/
болезненно и тихо, не привлекая к практическому осуществлению
самоубийства весь аппарат такой отрасли разделения труда, как
здравоохранение.
384
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I