отделений, в частности, и разрешать проблемы отечественного
здравоохранения в целом. Эвтаназия тогда сделается полностью
бесконтрольной и превратится в повседневное явление, не огра/
ниченное ничем, кроме субъективных склонностей врачей и их
настроением. «Необходимо отдавать себе отчет, — пишет
А.М. Гурвич, — что по ряду позиций мы пока не готовы к полно/
ценному осуществлению перечисленных законодательных поло/
жений, если бы они и были приняты в ближайшее время. Основ/
ной причиной этой неподготовленности является явно недостато/
чный уровень профессионального обучения реаниматологов, пра/
ктическое отсутствие медико/психологической службы, предель/
но низкий уровень обеспечения реанимационной службы необхо/
димыми неврологическими консультациями и соответствующими
клинико/нейрофизиологическими исследованиями» (5).
Феномен добровольной эвтаназии: этическая оценка
До сих пор проблема эвтаназии рассматривалась примени/
тельно к первой компоненте в системе «врач/больной», а именно
к той ее составляющей, где ведущая, активная роль принадлежит
преимущественно врачу, а пациент играет роль пассивного субъе/
кта. Теперь рассмотрим проблему с противоположной стороны, а
именно применительно к праву самого больного на эвтаназию.
Проблема страданий и отношения человека к ним стара как
мир и существует с тех пор, как человек стал сознательным суще/
ством. Не случайно в «Книге Иова», в той части Библии, где впер/
вые возникает проблема человека как автономного существа, и
впервые делается попытка осознать его место в мире и очертить
пределы его свободы, такое понимание передается через описание
физических и душевных страданий Иова, благочестивого и благо/
получного человека из города Уц, которого бог, чтобы испытать
его благоверность и преданность, сначала лишает богатства, семьи
дома, а напоследок поражает и его самого тяжелыми болезнями:
«...и поразил Иова злыми язвами от подошвы стопы его по самое
темя его». «После этого отверз Иов уста свои и проклял день свой.
И начал Иов и сказал:
«Да сгинет день, в который рожден я,
и ночь, что сказала: «зачат муж!»
День тот — да будет тьма...
(...) Кто хочет смерти, и нет ее,
кто рад бы добыть ее, как клад,
до восторга бы возликовал
и восхитился, обретя гроб...
378
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I