- page 380

к такой просьбе окружающие, поскольку вряд ли можно слишком
серьезно спрашивать с тяжело больного человека? Имеет ли врач
моральное и юридическое право выполнить просьбу такого боль/
ного и/или его родственников об ускорении смерти?
Эта проблема не нова. Другое дело, что современная медици/
на придала ей специфическое звучание; нельзя сказать, что люди
не пытались разрешить ее по/своему.
В начале 30/х гг. нашего века польская актриса Уманьская за/
стрелила своего приятеля, больного раком и тяжело страдающего,
по его просьбе. Суд в Париже в 1934 г. оправдал ее, после чего она,
вернувшись в Польшу, ушла в монастырь. В 20/е гг. в УК РСФСР
была даже особая статья под номером 84, освобождающая от уго/
ловного наказания за умышленное убийство, совершенное по на/
стоянию убитого из чувства сострадания (18).
Известнейший отечественный юрист А.Ф. Кони, практико/
вавший до революции, считал, возможным допустить эвтаназию в
медицинскую практику, правда при наличии и строгом соблюде/
нии следующих условий:
1. сознательные и устойчивые просьбы больного;
2. невозможность облегчить страдания больного известными
средствами;
3. точная доказанность невозможности спасти жизнь больно/
го и единогласное коллегиальное решение врачей об этом;
4. предварительное уведомление органов прокуратуры (13).
В отечественной и зарубежной литературе в последнее время
довольно часто высказывается мнение о том, что эвтаназия впол/
не допустима, а опасения, по поводу нарушений норм права, зло/
употреблений и ошибок преувеличены и в принципе вполне уст/
ранимы (19). Малеин Н.С. считает, что эвтаназия должна вклю/
чать в себя как «право больного быть усыпленным, так и отказ от
реанимации, дабы сократить предсмертные страдания» (18). Лит/
винова Г., доктор юридических наук, фактически поддерживает
такую точку зрения, говоря о назревшей якобы необходимости
разработки правого акта, регламентирующего условия ухода из
жизни в том случае, если эвтаназия будет допущена в практику ме/
дицины. «И решать такой вопрос для себя может только сам чело/
век, находясь в здравом рассудке» (17). (Любопытно, что идею эв/
таназии высказывают главным образом юристы и почти никогда —
представители врачебной специальности).
Но тут важно смотреть в существо дела. Если не принимать во
внимание тот факт, что активная эвтаназия вообще не является
разрешением противоречия между жизнью в смертью, то, прежде
всего, возникают сомнения как в способности больного человека
380
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,370,371,372,373,374,375,376,377,378,379 381,382,383,384,385,386,387,388,389,390,...653
Powered by FlippingBook