- page 376

аборигены Новой Гвинеи предъявляли претензии к системе здра/
воохранения на том основании, что она представляется им слиш/
ком «патерналистской».
С другой стороны, автономия — это, прежде всего, естествен/
но/осознанное следование требованиям общества, не нуждаю/
щееся во внешней корректировке со стороны его институтов, а от/
нюдь не потакание любым побуждениям и порывам своего горячо
любимого «я», права на чрезмерную свободу проявления которых
«в конце/концов» всегда покупаются за деньги.
Таким образом, для всего нормального функционирования
медицина должна содержать в себе спаянные в единое целое и «па/
тернализм», и «автономность», надлежащая пропорция которых
определяется потребностями жизни и выверяется с помощью
принципов традиционной медицинской этики. «...Каждый шаг
врача/клинициста, врача/исследователя должен быть этически
контролируемым, а всякий риск — этически оправданным» (11).
Завершая рассмотрение эвтаназии сквозь призму динамики
этических норм, следует коснуться еще некоторых аргументов,
посредством которых отстаивается право эвтаназии на существо/
вание.
Доводом против гиппократовых норм как фермента, необхо/
димого для нормального функционирования медицины, рассмат/
ривается то обстоятельство, что в США, где эти нормы наиболее
радикально подточены «моральным плюрализмом», не наблюда/
ется явного развала системы здравоохранения. Скорее, наоборот.
Однако, истина не всегда лежит на поверхности, как проницатель/
но заметил в свое время Козьма Прутков, и данное противоречие
также имеет свое рациональное объяснение, которое заключается
в той различной роли, какую мораль с нравственными нормами
вообще играет в разных общественных системах.
В обществе, основой которого является частная инициатива,
мораль всегда ведет двойное существование: ее нормы представля/
ют собой заведомо неосуществимые принципы (фактически —
благие пожелания), тогда как в практической жизни на первое ме/
сто выходят соображения непосредственной практической пользы
и материального расчета. Закон и юридические предписания в це/
лом определяют реальные границы, допустимые для конкурент/
ной борьбы, в пределах которых силовое противостояние индиви/
дов друг другу может уходить в бесконечность согласно кодексу
бизнесменов — «юридический минимум — этический максимум».
В том случае, если общество обладает значительным материаль/
ным богатством, то оно может позволить себе роскошь играть в
«плюрализм моральных ценностей» и финансировать несколько
376
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,366,367,368,369,370,371,372,373,374,375 377,378,379,380,381,382,383,384,385,386,...653
Powered by FlippingBook