- page 377

систем здравоохранения, как в США или кое/где в Западной Ев/
ропе. Если же оно такими возможностями не обладает, то здраво/
охранение там явно не процветает.
Наше общество в силу исторических обстоятельств создава/
лось как система общественных обязанностей, направляемых не
столько тяготением частного интереса, сколько организованных и
направленных силой и авторитетом государства. (Отчего многое в
этой организации оказалось далеко от идеала, это отдельный боль/
шой разговор.) Взаимоотношения людей в таком социуме опо/
средствованы «третьей силой» в лице государства, и еще не извест/
но так ли это бесповоротно плохо, как пытаются представить мно/
гие из тех, кто однозначно негативно оценивает наш 70/летний
эксперимент. Отношения людей друг к другу в такой системе теря/
ют характер непосредственной материальной выгоды, но зато
приобретают более «нормативный» характер и позволяют рассчи/
тывать на содействие со стороны внешней силы, которая поддер/
живает эту «нормативность». Попытки молниеносно заменить эту
социальную систему чисто «правовой», скроенной на манер за/
падной системы, рамки которой определяют лишь допустимые
приемы «борьбы на выживание», ведут к тому, что забота о собст/
венном благе становится для субъекта его сугубо личным делом, а
общественные блага, которые исторически являются не столько
индивидуальным, сколько коллективным достоянием, теперь от/
секаются от субъекта. Разрушительные последствия постулата
«разрешено все, что не запрещено законом», превращенного в ру/
ководство к действию, у вас перед глазами.
Отсюда вытекает принципиально противоположное значение
норм гипппократовой этики для зарубежной и отечественной сис/
тем здравоохранения. «Там» предусмотренное законом отклоне/
ние от норм не обязательно свидетельствует о том, что они долж/
ны нарушаться непременно в каждом конкретном случае — факт
их нарушения зависит от конкретных обстоятельств и положения
заинтересованных лиц. Более того, периодическое нарушение
норм предусмотрено законами функционирования системы и вхо/
дят в правила игры. В «нашем» же случае нормы не допускают
двойного «обстоятельственного» их истолкования, и потому даже
небольшая щель в их цельности распахивает двери этической все/
дозволенности. Нормы тут либо существуют в своей полноте, ли/
бо не существуют вовсе.
Не трудно представить себе, в каком направлении будет рабо/
тать и мысль медицинских работников, если эвтаназия будет допу/
щена в практику — она станет средством облегчать тяготы жизни
столь скудно обеспеченных всем необходимым реанимационных
377
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,367,368,369,370,371,372,373,374,375,376 378,379,380,381,382,383,384,385,386,387,...653
Powered by FlippingBook