- page 373

равновесии всех составляющих его сторон, без перекоса как в сто/
рону авторитарности, вступающей в антагонизм с потребностями
развития, так и в сторону абстрактно/ситуационного нарушения
сложившихся правил. И для того, чтобы этого не произошло, не/
обходимо ориентироваться на наиболее фундаментальные прин/
ципы этики, корректируя их относительно специфики данной
сферы человеческой деятельности. Эти принципы могут расши/
ряться, уточняться, переходить из области ведения общественных
институтов в область полномочий отдельных лиц, но они должны
сохраняться в коренных своих основах.
В укреплении морали собственно и заключается обществен/
ный прогресс. Мораль человека — с тех пор, как он стал челове/
ком — в сущности остается неизменной: не убий, не укради, не
возжелай ни жену ближнего своего, ни вола его, ни осла его... дру/
гое дело, являются ли эти заповеди естественным человеческим
побуждением, что принципиально становится возможным только
с распространением этих заповедей на всех людей без исключе/
ния, или же эти заповеди нуждаются в принудительной поддержке
со стороны закона по той простой причине, что в своей повседнев/
ной жизни человек помимо своего сознания и даже вопреки ему
производит деление окружающих на тех, к кому следует относить/
ся морально и тех, от кого следует отгородиться законом.
Впервые такое «безразличие» к племенным, родовым, нацио/
нальным, государственным, социальным, имущественным, клас/
совым и т.д. качествам достигается в принципе медицинского гу/
манизма, согласно которому недопустимо отдавать предпочтение
одним пациентам перед другими. Это как бы предвосхищение то/
го идеального состояния, к которому сквозь все противоречия
своей истории идет человечество и в то же время тот компас, бла/
годаря которому мы способны сохранить ориентацию в мире ла/
винообразно нарастающих проблем. Согласно 2/му пункту Меж/
дународного Кодекса медицинской этики «врач должен занимать/
ся своим делом, не руководствуясь при этом мотивом получения
прибыли» (9). Милосердие, уважение и сочувствие к больному со
стороны врача и доверие к врачу со стороны больного — согласие,
не купленное за деньги или иные блага в качестве воображаемого
билета в воображаемый рай, а вытекающее из добровольно взятых
на себя обязанностей — вот основа права (а, следовательно, и сво/
боды) каждого из них: врача на беспрепятственное выполнение
своих профессиональных обязанностей, и на защиту со стороны
общества в случае неудачи; больного — на медицинскую помощь в
максимально допустимом объеме. Чем более прочными являются
эти нормы морали, чем плотнее входят они в повседневный быт
373
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,363,364,365,366,367,368,369,370,371,372 374,375,376,377,378,379,380,381,382,383,...653
Powered by FlippingBook