хота бы при этом и продолжалось отправление простейших функ/
ций мозга. Согласно критериям, принятым в ряде американских
штатов, человек, находящийся в стабильном вегетативном состоя/
нии, у которого поддерживается искусственным путем дыхание,
стимулируется деятельность кровообращения, и осуществляется
питание через зонд — такой человек не считается живым, и в отно/
шении него возможна эвтаназия. Сначала она допускалась для
больных в коме с разрешения лиц, юридически представляющих
их интересы. Постепенно практика, расширяясь, стала включать
больных с меньшими поражениями мозга и, наконец, эвтаназии
была подвергнута пациентка, которая находилась в ясном созна/
нии, но хотела умереть. Кроме отключения аппаратов ИВЛ, юри/
дически разрешенными способами стали диализ и прекращение
гидратации. «Большинство этих дел опиралось на судебные интер/
претации права на частную жизнь» (25).
Резюмируя все сказанное выше о способах согласования по/
требностей современной медицины с ее традиционными нравст/
венными нормами, можно сказать, что процедура замены канонов
гиппократовой этики принципами «автономии» и «взаимного со/
гласия» вряд ли является особенно продуктивной. Нас вряд ли мо/
гут успокоить аргументы типа «таков суровый закон жизни», и все
же самым важным доводом против подобного способа разрешения
противоречий является тот факт, что отработанные веками прави/
ла заменяются всего лишь субъективным произволом, который
ничем не лучше старого патернализма, как бы заманчиво этот про/
извол ни именовался. Абстрактно понятые права личности и
«плюрализм моральных ценностей» легко могут быть приспособ/
лены к выгоде, посторонней интересам конкретного больного и
поэтому не могут служить надежным ориентиром в ситуациях мо/
рального выбора, которые так часто и с такой остротой встают пе/
ред медициной современности.
Взаимоотношения врача и больного: структура и контекст
Чтобы разрешить указанную проблемную ситуацию, следует
рассмотреть центральное для медицинской этики звено — отно/
шения между врачом и больным. Эти взаимоотношения не есть
изолированный феномен — они пронизаны ценностями, установ/
ками и предрассудками, которые разделяются в обществе, неизбе/
жно несут на себе его печать и являются общественным продуктом
в самом прямом значении этого слова. Современный врач, склон/
ный скорее действовать, чем рассуждать, и средневековый пред/
ставитель цеха врачей, занятый преимущественно абстрактным
360
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I