1. «исцелить»;
2. «не навреди»;
3. принцип равного отношения к пациентам вне зависимости
от их возраста, пола, материального положения и т.д.
(принцип справедливости);
4. принцип абсолютного приоритета жизни (восприятие жиз/
ни больного как высшей ценности).
Последний императив, затрагивающий проблему эвтаназии,
в частности выражен в следующих словах из знаменитой клятвы
Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного
средства и не покажу пути для подобного замысла».
Естественно, что за время, прошедшее с той горы, когда клас/
сическая медицина Древней Греции заложила основные предпо/
сылки для теории и практики современной медицины, жизнь по/
родила множество таких явлений и ситуаций, которые не могли
быть предусмотрены постулатами гиппократовой этики в эпоху ее
формирования.
В частности, императив «исцелить» дополняется теперь за
счет более широкого императива «твори благо», что указывает на
включение в круг интересов медицины и таких больных, которым
невозможно вернуть полноценное здоровье.
Но этого мало. Многое из того, что по праву рассматривается
как завоевания человеческого разума и нравственности, прямо
или косвенно противоречит сегодня данным императивам. Так,
искусственное прерывание беременности — деяние абсолютно не/
допустимое в нормах гиппократовой этики, соучастие в котором
было неприемлемым и даже преступным в ряде стран еще в нача/
ле XX в. (последний смертный приговор врачу по делу о крими/
нальном аборте, повлекшем за собой смерть пациентки, был вы/
несен в Великобритании в 1898г.), — почти повсеместно сделалось
ныне исключительно врачебной и при этом рутинной процедурой.
А трансплантация органов, открывшая целую эпоху в медицине, в
том случае, если она производится от живых доноров, прямо про/
тиворечит императиву «не навреди!». То же относится и к новей/
шим инвазивным способам диагностики, не говоря уже о таких
противоестественных с точки зрения гиппократовых канонов дей/
ствиях, как новые технологии деторождения или генетическое ма/
нипулирование.
Как, каким образом разрядить этот антагонизм, в который
давно уже переросли противоречия? Оставить складывавшиеся ве/
ками правила в неприкосновенности, подогнав к древним образ/
цам все многообразие новых жизненных ситуаций? Или, может
быть, наоборот, подвергнуть эти нормы коренной «переоценке
357
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I