(память 5/18 июля) и Святому Праведному Иоанну Кронштадско/
му (память 20 декабря/2 января).
Цитированный нами ранее сборник молитв (8) рекомендует
при всякой немощи телесной молиться также Божией Матери
пред иконой Ее «Всех скорбящих радость» (празднование 24 ок/
тября/6 ноября); Великомученику и Целителю Пантелеимону
(память 27 июля/9 августа); Бессеребреникам и Чудотворцам Ко/
сме и Дамиану (память 1/14 июля и 1/14 ноября); Мученикам и
Бессеребреникам Киру и Иоанну (память 31 января/13 февраля);
Преподобному Сампсону Странноприимцу (память 27 июня/10
июля); Святителю Спиридону, Епископу Тримифунтскому, чудо/
творцу (память 12/25 декабря) и Мученику Трифону (память 1/14
февраля).
Действия родственников сразу после смерти больного.
При конце жизни человека, при отходе его из этого мира над
ним читается особый канон — собрание песен/молитв, составлен/
ное по определенному правилу. В «Православном молитвослове»
этот канон называется так: «Канон молебный ко Господу нашему
Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при
разлучении души от тела всякого правоверного». Этот канон чита/
ется «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущего
глаголати» (говорить), обыкновенно он называется
отходною
(мо/
литвою). В момент смерти человек испытывает тягостное чувство
страха, томления. По свидетельству святых отцов, человеку быва/
ет страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе
первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Анге/
ла/хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы
(бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет
при виде их. Канон читается родными или близкими над умираю/
щим человеком, чтобы облегчить душе выход из тела. Родным и
близким умирающего нужно быть мужественными, дабы, попро/
щавшись с любимым человеком, постараться молитвою облегчить
не столько телесные, сколько душевные его страдания (15).
Когда тело усопшего омоют, оденут и уложат в гроб (15), вок/
руг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что
умерший перешел в область света — в лучшую загробную жизнь.
Затем сразу же начинают читать канон, называемый «Последова/
ние по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»).
Если человек умер не дома, и тела его дома нет, то в день его смер/
ти все равно читают этот канон. Канон читается «за единоумерше/
го», т.е. за только что умершего человека. Поэтому не следует, чи/
345
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I