- page 335

ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» (Иоан., 8,44). Причи/
ной его грехопадения была гордыня (13).
Греховность земной жизни. Невозможность противления греху
без Божьей помощи. Значение утренних и вечерних молитв.
Умная молитва.
У человека нет источника Вечной жизни внутри него самого.
Человек сотворен по природе ни смертным, ни бессмертным.
Ибо, если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы
его богом, если же наоборот, сотворил его смертным, то Сам явил
бы причину его смерти. Итак, Он сотворил человека способным и
к тому и к другому. Сам по себе человек не имеет ни необходимо/
сти умереть, ни полноты, необходимой для бессмертия. Он обла/
дает лишь некоей потенцией: к чему «прислонит» он свое бытие —
таким и станет.
Человек может дышать Богом, и тогда он становится бес/
смертным. Но, если он замкнут в себе самом и в мире невечных
творений — он умрет. Человек, каким его видит Православие, по/
хож на водолаза, который получает воздух по шлангу с корабля. И
вот этот водолаз неосторожным движением защемил шланг и за/
дыхается. Бесполезно ему сверху кричать, ругать его или напротив,
ласково сообщить ему о том, что капитан не сердится на него за
испорченное имущество. Нужно, чтобы кто/то другой прыгнул
сверху и принес новый шланг с живительным воздухом и дал вдох/
нуть неудачнику. И плач людей Ветхого Завета к Богу — о том, что
«нет между нами посредника» (Иов., 9,33). Некому донести до то/
нущего человека Горнее Дыхание (3).
Нельзя представлять дело так, будто Бог гневается на нас и
наказывает поколение за поколением за проступок Адама. Просто
мы сами сотворили смерть. Мы — виновники тому, что весь мир
стал подчиняться закону тления. Бог, напротив, ищет — как спа/
сти нас от смерти (3).
Современный мир полагает, что в принципе всегда все было
хорошо. Отсюда требование массового сознания к христианству:
«Утешьте нас, скажите, что мы можем жить по стандартам потре/
бительского общества, можем ежедневно исповедовать практиче/
ский материализм, а за это Иисус вместе с Буддой введут нас пос/
ле расставания с телом в миры и более богатые, и более красочные
и более счастливые. Мы ничего не знаем о мире религий — и поэ/
тому для нас все религии равны. Не мешайте нам считать себя хри/
стианами при том, что Евангелие мы листали лишь однажды, а не
исполняли никогда» (3). Наш ответ на это: ну что ж, мы можем вы/
335
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,325,326,327,328,329,330,331,332,333,334 336,337,338,339,340,341,342,343,344,345,...653
Powered by FlippingBook