- page 331

извести живое из неживого? Предположим, что это бы произошло.
Было бы это творением? Ответ ясен — нет. Рассмотрим простой
пример. Предположим, что наши далекие предки, не умевшие раз/
водить огонь и ограничившиеся перенесением его к себе от лесных
пожаров, вдруг сумели бы самостоятельно добыть огонь. Было бы
это творением огня? Ответ ясен — нет. Возможность бытия огня
уже существует в природе. Эта возможность была уже сотворена.
Творение есть акт, настолько выходящий за пределы окружа/
ющей нас действительности, что невозможно дать ему ни описа/
ния, ни логического определения в системе понятий об уже суще/
ствующем.
Говоря о происхождении мира, невозможно соотнести акт
творения с каким/либо моментом бытия мира, т.к. мир может
быть мыслим только существующим во времени, и само время мо/
жет быть мыслимо только в существующем мире. Творение мира
есть и творение времени (12). А значит, что ТВОРЕЦ существует
ВНЕ ВРЕМЕНИ и ВНЕ ПРОСТРАНСТВА. Об этом и учит Пра/
вославная Церковь.
В заключение первых разделов лекции, основной предмет ко/
торых изучает еще одна богословская наука, называемая апологе/
тикой (к ней мы и отсылаем желающих ознакомиться с рассмот/
ренными вопросами подробнее), мы хотим привести кантовское
доказательство существования Бога, за которое герой «Мастера и
Маргариты» Иван Бездомный хотел сослать философа в Соловки
«года на три». Первый тезис Канта: все в мире подчинено закону
причинности. Все события в мире соединены причинно/следст/
венными связями, и ничего в нем не происходит без надлежащих
причин, с необходимостью вызывающих к бытию свои следствия.
Второй тезис: если человек тоже подчинен этому закону, то он не
может нести нравственную ответственность за свои поступки.
Третий тезис: если мы утверждаем нравственную вменяемость че/
ловека, мы должны постулировать его свободу. Вывод: следова/
тельно, человек живя в мире, не подчиняется основному закону
мироздания. Значит человек — неотмирен, т.е. обладает статусом
экстерриториальности. Ничто в мире не может действовать сво/
бодно, а человек — может. Выходит, человек есть нечто большее,
чем мир. Таким образом, в человеческом нравственно свободном
опыте проступает иное измерение бытия — бытия, неограничен/
ного пространством, временем, детерминизмом и одаренного сво/
бодой, нравственностью и разумом. Такое бытие на языке филосо/
фии именуется Богом. Человек свободен — а значит, бытие бога/
че, чем мир причинности; человек свободен — а значит морально
необходимо признать бытие Божие (3,7).
331
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,321,322,323,324,325,326,327,328,329,330 332,333,334,335,336,337,338,339,340,341,...653
Powered by FlippingBook