- page 328

Знание находится в постоянном движении и развитии, благо/
даря чему в знании сменяются одна за другой теории и гипотезы.
То, что казалось в науке бесспорным вчера, бесследно исчезает се/
годня. И эта смена руководящих идей в знании неизбежна и за/
конна. Науке должна быть предоставлена полная свобода в по/
строении любых гипотез для объяснения тех или иных явлений,
только надо помнить, что все эти гипотезы могут быть заменены
другими гипотезами. Христианство же говорит нам о том, что ос/
тается неизменным с того времени, когда Господь Иисус Христос
был на земле. Между христианством и наукой могут быть серьез/
ные расхождения в одну эпоху, но они могут сами собой рассеять/
ся в другую эпоху. Да и не в отдельных расхождениях трудность
сближения христианства и знания, а в принципах, в существе дела.
Не входя в исследование соотношения веры и разума по их
существу, укажем только на то, что христианство настолько высо/
ко ценит разум, что может быть названо «религией разума»: Сын
Божий, Господь Иисус Христос именуется в Евангелии (Иоанн,
гл.1., ст.1) «ЛОГОСОМ», а «логос» означает и «слово» и «разум».
Ничего неразумного нет и не может быть в христианстве, хотя его
истины и превосходят наш разум: они сверхразумны, но не нера/
зумны.
Христианство не знает никакого мировоззрения, «обязатель/
ного» для верующих (11). И вместе с тем, Православное вероуче/
ние представляет собой настолько стройную, гармоничную, логи/
чную и непротиворечивую конструкцию, что даже более или ме/
нее серьезное знакомство с ней неминуемо приведет Вас к выводу,
что такое учение не могло быть создано одними людьми, оно —
боговдохновенно, оно дано людям самим Богом.
Наше отличие от предков — уровень образованности,
причем не в нашу пользу.
Если мы задумаемся о том, чем мы отличаемся от наших
предков (которые все были Православными христианами), то пер/
вое, что нам приходит в головы, это уровень образованности, объ/
ем знаний. Многим из нас кажется, что мы знаем больше, чем на/
ши бабушки и дедушки. Однако, это мнение глубоко ошибочно.
Действительно, мы отличаемся от наших предков уровнем образо/
ванности, но, поверьте нам, не в нашу пользу. Мы не знаем мно/
гого из того, что было для наших пращуров совершенно известно,
в чем они не сомневались, что они знали точно. Вот какими слова/
ми рассказывает об этом современный православный журналист
диакон Андрей Кураев (4): «В моей жизни впервые интерес к Пра/
328
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,318,319,320,321,322,323,324,325,326,327 329,330,331,332,333,334,335,336,337,338,...653
Powered by FlippingBook