- page 326

Современный мир — секуляризм, оторванность от духовной
жизни, атеизм, материализм.
Горе современных людей заключается в том, что нынешняя
культура уже давно оторвалась от Церкви, чуждается ее, в тайне
даже боится ее. Этот отрыв различных сфер культуры от Церкви
называется секуляризмом (т.е. отделением от Церкви), — и понят/
но, что процесс секуляризации, начавшийся в Западной Европе
уже с конца XIII века, наложил свою печать на всю современную
культуру. Особой силы и влиятельности этот процесс достиг в об/
ласти науки и философии, которые очень рано стали претендовать
на «автономию», т.е. на полную независимость от Церкви. Слово
«автономия», состоящее из двух греческих слов — avtos (сам) и
nomos (закон), как раз и означает, что современная наука и фило/
софия уверены в том, что они сами себе закон, они не ищут ни ос/
нования, ни поддержки в религиозных верованиях. Чрезвычайные
успехи знания и техники, особенно в двух прошедших последних
столетиях, вовсе не связаны с этой автономией науки — достаточ/
но указать на то, что во всех областях знания и техники очень
много трудились лица духовного звания, всегда строго держав/
шиеся учения христианства. Но многим кажется, что развитие
науки и техники как бы свидетельствует о полной зрелости ума,
как бы подтверждает самодостаточность нашего разума при разы/
сканиях истины. Чтобы разобраться в этих претензиях нашего
ума, в его самоутверждении, надо вникнуть в вопрос об
источниках
знания
.
Человечество обладает двумя бесспорными способами позна/
ния — первый способ познания опирается на опыт и эксперимен/
ты, второй — на прозрения ума. Исторически раньше созрел вто/
рой способ познания, — значение же опыта и эксперимента окон/
чательно было осознано в Европе только к концу XIV века. Это об/
ращение к опыту, особенно развитие экспериментального метода
носит название
эмпиризма
, — и о нем нужно сказать, что эмпиризм
является действительно могучим средством познания мира. Все
главные достижения науки и техники обязаны более всего именно
опыту и эксперименту. Но и тот способ познания, который опира/
ется на рассуждения ума и который именуется
рационализмом
, есть
тоже могучее средство познания. Достаточно указать на то, что все
математическое знание, занимающее огромное место в современ/
ной науке, является чисто рациональным.
Претензии на полную свободу и автономию характерны толь/
ко для рационализма: только рационализму свойственна безгра/
ничная уверенность в себе, желание все подчинить нашему разу/
326
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,316,317,318,319,320,321,322,323,324,325 327,328,329,330,331,332,333,334,335,336,...653
Powered by FlippingBook